Психолого-педагогические аспекты организации социокультурной среды вуза для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Ключевые слова:
обучающиеся с ограниченными возможностями, социокультурная среда вуза, условия реализации образовательных потребностей, психолого-педагогические технологии.Аннотация
Право на получение высшего образования имеют различные категории лиц, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности (далее ОВЗ), в том числе в статусе инвалида, которые при определенных условиях обучения могут демонстрировать высокие образовательные результаты, конкурировать с обучающимися без ограничений по здоровью. В этой связи одной из задач высшего образования должно быть изучение психолого-педагогических аспектов трансформации социокультурной среды, учитывающих потребности обучающихся с ОВЗ. Реализация такого решения требует применения актуальных в молодежной среде технологий, а также участия различных субъектов высшей школы, в том числе студенческих сообществ, готовых к сотрудничеству с обучающимися с ОВЗ и их приобщения к воспроизводству общественно значимых культурных ценностей в различных видах деятельности, включая профессиональную. Подготовка к преобразованию социокультурной среды вуза для обучающихся с ОВЗ должна включать изучение психолого-педагогических аспектов данного процесса посредством применения цифровых и медиа технологий, технологий проектирования, диагностики, кейсов (решения задач), моделирования, групповой рефлексии.
Библиографические ссылки
Кантор В.З., Проект Ю.Л. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретико-экспериментальная модель психологической готовности преподавателей // Образование и наука. 2021. Ч. 23. № 3. С. 156-182.
Лапыко Т. П. Проблема реализации личностно значимых целей студента в процессе профессиональной подготовки средствами социального проектирования // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: мат. Межд. науч. конф. (12-13 ноября 2015 г., Сант-Петербург). Под общ. ред. В.Н. Скворцова, отв. ред. М.И. Морозова. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. С. 89-93.
Лапыко Т.П. Задачная технология подготовки студента – будущего педагога // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: мат. VIII Межд. науч. конф. (08-09 ноября 2018 г., Санкт-Петербург). Под ред. М.И. Морозова. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. С. 84-89.
Лапыко Т.П. Медиаресурсы как средство моделирования профессиональных задач педагога // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: мат. XII Межд. науч. конф. (10-11 ноября 2022 г., Санкт-Петербург). Под ред. М.И. Морозовой. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2022. С. 50-53.
Лапыко Т.П. Метод проектов как способ поиска, поддержки и сопровождения талантливой молодежи в вузе // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: мат. VII Межд. науч. конф. (09-10 ноября 2017 г., Санкт-Петербург). Под ред. М.И. Морозовой. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2017. С. 271-274.
Лапыко Т.П. Моделирование профессиональной деятельности как метод обучения студентов-педагогов // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее: мат. Всерос. науч.-прак. конф. (13-14 октября 2021 г., Брянск). Брянск: Общество с ограниченной ответственностью «Новый проект», 2021. С. 100-106.
Лапыко Т.П. Опыт исследовательской деятельности как ресурс личностного профессионального развития студента // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей (03-04 марта 2015 г., Брянск). Под науч. ред. и сост. Н.А. Асташовой. Брянск: Изд-во ФГБОУ ВПО Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, 2015. С. 67-70.
Лапыко Т.П. Потенциал и механизмы формирования духовно-нравственных ценностей студентов-педагогов // Актуальные проблемы педагогики и образования: сб. науч. ст. (25–26 октября 2018 г., Брянск). Под науч. ред. и сост. Н.А. Асташовой. Брянск: Белобережье, 2018. С. 218-223.
Лапыко Т.П., Голенкова О.А., Комарова С.В. Социально-педагогические технологии развития образовательной среды вуза // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: мат. 10-й Всерос. науч.-прак. конф. с дист. и межд. уч. (06-07 июля 2022 г., Ульяновск). Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (изд-во «Зебра»), 2022. С. 300-305.
Лапыко Т.П., Голенкова О.В. Личностные особенности будущих педагогов, значимые для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: мат. 9-й Всерос. науч.-прак. конф. с дистанц. и межд. уч. (06-07 июля 2021 г., Ульяновск). Ульяновск: ИП «Кеньшенская Виктория Валерьевна (изд-во «Зебра»), 2021. С. 464-468.
Лапыко Т.П., Комарова С.В., Лапыко Т.П. Внеучебная работа как фактор успешной социально-психологической адаптации студентов вуза // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса: мат. Всерос. науч.-прак. конф. с межд. уч. (10 февраля 2021 г., Брянск). Брянск: Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, 2021.С. 486-492.
Лапыко Т.П., Тонких А.П., Данилова Т.В. Управленческие аспекты образовательной деятельности преподавателя вуза // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3(39). С. 57-65.
Тонких А. П. Математика: уч. пос. для студ. фак. подгот. учит. нач. кл.: для студ. высш. уч. зав., обуч. по спец. 031200 «Педагогика и методика начального образования». В 2 кн. 2-е изд., испр. М.: Книжный дом «Университет», 2008. 20 с.