Psychological and pedagogical aspects of the organization of the socio-cultural environment of the university for students with disabilities
Keywords:
students with disabilities, the socio-cultural environment of the university, the conditions for the realization of educational needs, psychological and pedagogical technologies.Abstract
The right to higher education is granted to various categories of persons with limited life opportunities (hereinafter referred to as HIA), including those with the status of a disabled person, who, under certain conditions of study, can demonstrate high educational results, compete with students without health restrictions. In this regard, one of the tasks of higher education should be to study the psychological and pedagogical aspects of the transformation of the socio-cultural environment, taking into account the needs of students with disabilities. The implementation of such a solution requires the use of technologies relevant to the youth environment, as well as the participation of various subjects of higher education, including student communities, ready to cooperate with students with disabilities and their involvement in the reproduction of socially significant cultural values in various activities, including professional ones. Preparation for the transformation of the socio-cultural environment of the university for students with disabilities should include the study of the psychological and pedagogical aspects of this process through the use of digital and media technologies, design technologies, diagnostics, case studies (problem solving), modeling, group reflection.
References
Кантор В.З., Проект Ю.Л. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретико-экспериментальная модель психологической готовности преподавателей // Образование и наука. 2021. Ч. 23. № 3. С. 156-182.
Лапыко Т. П. Проблема реализации личностно значимых целей студента в процессе профессиональной подготовки средствами социального проектирования // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: мат. Межд. науч. конф. (12-13 ноября 2015 г., Сант-Петербург). Под общ. ред. В.Н. Скворцова, отв. ред. М.И. Морозова. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. С. 89-93.
Лапыко Т.П. Задачная технология подготовки студента – будущего педагога // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: мат. VIII Межд. науч. конф. (08-09 ноября 2018 г., Санкт-Петербург). Под ред. М.И. Морозова. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. С. 84-89.
Лапыко Т.П. Медиаресурсы как средство моделирования профессиональных задач педагога // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: мат. XII Межд. науч. конф. (10-11 ноября 2022 г., Санкт-Петербург). Под ред. М.И. Морозовой. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2022. С. 50-53.
Лапыко Т.П. Метод проектов как способ поиска, поддержки и сопровождения талантливой молодежи в вузе // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: мат. VII Межд. науч. конф. (09-10 ноября 2017 г., Санкт-Петербург). Под ред. М.И. Морозовой. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2017. С. 271-274.
Лапыко Т.П. Моделирование профессиональной деятельности как метод обучения студентов-педагогов // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее: мат. Всерос. науч.-прак. конф. (13-14 октября 2021 г., Брянск). Брянск: Общество с ограниченной ответственностью «Новый проект», 2021. С. 100-106.
Лапыко Т.П. Опыт исследовательской деятельности как ресурс личностного профессионального развития студента // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей (03-04 марта 2015 г., Брянск). Под науч. ред. и сост. Н.А. Асташовой. Брянск: Изд-во ФГБОУ ВПО Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, 2015. С. 67-70.
Лапыко Т.П. Потенциал и механизмы формирования духовно-нравственных ценностей студентов-педагогов // Актуальные проблемы педагогики и образования: сб. науч. ст. (25–26 октября 2018 г., Брянск). Под науч. ред. и сост. Н.А. Асташовой. Брянск: Белобережье, 2018. С. 218-223.
Лапыко Т.П., Голенкова О.А., Комарова С.В. Социально-педагогические технологии развития образовательной среды вуза // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: мат. 10-й Всерос. науч.-прак. конф. с дист. и межд. уч. (06-07 июля 2022 г., Ульяновск). Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (изд-во «Зебра»), 2022. С. 300-305.
Лапыко Т.П., Голенкова О.В. Личностные особенности будущих педагогов, значимые для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: мат. 9-й Всерос. науч.-прак. конф. с дистанц. и межд. уч. (06-07 июля 2021 г., Ульяновск). Ульяновск: ИП «Кеньшенская Виктория Валерьевна (изд-во «Зебра»), 2021. С. 464-468.
Лапыко Т.П., Комарова С.В., Лапыко Т.П. Внеучебная работа как фактор успешной социально-психологической адаптации студентов вуза // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса: мат. Всерос. науч.-прак. конф. с межд. уч. (10 февраля 2021 г., Брянск). Брянск: Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, 2021.С. 486-492.
Лапыко Т.П., Тонких А.П., Данилова Т.В. Управленческие аспекты образовательной деятельности преподавателя вуза // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3(39). С. 57-65.
Тонких А. П. Математика: уч. пос. для студ. фак. подгот. учит. нач. кл.: для студ. высш. уч. зав., обуч. по спец. 031200 «Педагогика и методика начального образования». В 2 кн. 2-е изд., испр. М.: Книжный дом «Университет», 2008. 20 с.
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.