Цифровизация и управление современным образовательным процессом
DOI:
https://doi.org/10.25726/f9692-3559-6191-gКлючевые слова:
цифровизация, управление, образовательный процесс, вузАннотация
Глобальной мировой тенденцией развития общества является цифровая трансформация всех сфер человеческой деятельности, которая последние несколько лет становится одним из ведущих направлений развития России. Важной составляющей цифровых преобразований в социуме является так называемая цифровизация образования. Нужно отметить, что этот процесс является не простой и далеко не однозначный. В научной и методической литературе существует ряд трактовок термина «цифровизация», которые имеют существенные отличительные особенности между собой. Общим между этими трактовками является понимание, что цифровизация – является некий процесс, связанный с электронной автоматизацией, то есть внедрением высокотехнологичных устройств, использующих цифровое представление информации. Как показала практика последних десятилетий, научнотехническое развитие не только не решило проблемы системы образования, обусловленные традиционными проблемами содержания, смысла, но и создало новые, вызванные изменениями общественных отношений. В первую очередь, это кризис интеллектуальной культуры, обусловленный разрушением гуманистических традиций, изменением характера социальных коммуникаций, отрывом учащихся от социальной реальности. Очевидно, что традиционная система образования требует значительных изменений, в том числе в направлении цифровизации. Постепенно такие изменения происходят несколько последних десятилетий.
Библиографические ссылки
Борисова Е.В. Роль преподавания в цифровой системе образования // Человеческий капитал. 2020. № 3. С. 104-110.
Воскрекасенко О.А. Педагогическое сопровождение в категориальном аппарате науки // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 13-14 февраля 2020 года. Пенза, 2020. С. 63-66.
Ивановский Б.Г. Цифровизация высшего образования в Европе и России: преимущества и риски // Соц. новации и соц. науки. 2021. № 1. С. 80-95.
Киселев А.А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса // Развитие образования. 2020. № 2. С. 97-100.
Лабуз Л.С., Мазаева Л.Н. Информационные технологии в высшем профессиональном образовании: проблемы и перспективы // Концепт. 2016. Т. 37. С. 90-95.
Логинова А.С., Одинокова А.В., Гаврилова В.Е. Внедрение цифровых технологий в образовательные процессы: теория и практика // Вестн. Воронежского гос. университета. Серия: Право. 2020. № 4. С. 317-331.
Оберемко О.Г., Малютина Е.А. Проблема развития культурной самоидентичности взрослых в условиях цифровизации иноязычного образования // Шатиловские чтения. Цифровизация иноязычного образования. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2020. С. 26-32.
Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 / Г.У Лутфуллаев У.Л. Лутфуллаев, Ш.Ш. Кобилова, У.С. Нейматов // Проблемы педагогики. 2020. № 4 (49). С. 66-69.
Платова Е.Д. Возможности иностранного языка в развитии soft skills будущих специалистов // Вестник Томского государственного университета. 2021. Т. 13. №2-2. С. 88-92.
Розин В.М. Условия мыслимости индивидуализации в новой парадигме образования // Педагогика и просвещение. 2020. №4. С. 161-172.
Розин В.М. Цифровизация в образовании (по следам исследования «Трудности и перспективы цифровой трансформации образования») // Мир психологии. 2021. №1-2 (105). С. 104-115.
Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. №2 (28). С. 116-121.
Сучкова О.А. Понятие и сущность педагогического сопровождения // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: материалы XIV международной научно-практической конференции студентов, магистров и молодых ученых, Рязань, 23- 24 апреля 2020 года. Рязань, 2020. С. 36-41.
Татаринов К.А., Орлова, Е.Г. Модели цифрового обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32). С. 204-207.
Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки / И.Р. Гафуров, Г.И. Ибрагимов, А.М. Калимуллин, Т.Б. Алишев // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 101-112.
Худякова М.А., Власова И.Н. Организация дистанционного обучения студентов в условиях COVID-19 как фактор инноваций в образовательной среде // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 4 (50). С.24-31.