Методико-технологический инструментарий формирования функциональной математической грамотности младших школьников
DOI:
https://doi.org/10.25726/r1239-5736-2281-iКлючевые слова:
функциональная математическая грамотность, технологический и методический инструментарий, типология заданийАннотация
В статье описывается технологический и методический инструментарий формирования функциональной математической грамотности младших школьников. Технологический инструментарий включает в себя характеристику технологий: - педагогический дизайн подготовки заданий для формирования функциональной математической грамотности ОКФАРИ, который предполагает шесть этапов: 1. определение планируемых результатов/объекта формирования и/или оценки; 2. формулировка задания и критериев оценки; 3. апробация задания; 4. развитие задания; 5. использование задания в массовой практике; 5. работа с заданием на уроках в начальной школе на основе выбора учеником типа задания и «помощника». Методический аспект представлен набором заданий определенной типологии для формирования функциональной математической грамотности в процессе обучения младших школьников математике. Особое внимание уделено математическим заданиям двух видов, при выполнении которых необходимо: а) выполнять анализ ситуации, аргументировать или обосновывать свой способ решения, проверять полученный результат; б) делать предположение или выдвигать гипотезу. Такие задания не свойственны для начального курса математики, но имеют большое значение в формировании функциональной грамотности (в том числе математической). Выполняя задания, обучающиеся учатся применять математические знания и умения при решении практико-ориентированных, контекстных ситуаций, предполагающих многовариантность решений и полученных ответов. В статье так же представлены первичные результаты апробации данного инструментария в школьной практике. Разработанный методический и технологический инструментарий позволяет согласовать предметные, метапредметные результаты и качества, характеризующие функциональную математическую грамотность выпускника начальной школы; обеспечивает необходимые условия посредством применения новых подходов к проектированию урока и занятий внеурочной деятельности. Результаты апробации в 7 субъектах РФ и экспертная оценка предложенных материалов подтверждают практическую значимость исследования.
Библиографические ссылки
Захарова В. А. Выбор ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 7-16.
Кречетников К. Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2005/Troitsk/2/2-0-9.html (дата обращения 10.12.2021 г.).
Селькина Л. В., Худякова М. А. Учебные задания как средство формирования функциональной математической грамотности младших школьников // Пути достижения целевых ориентиров в начальном общем образовании: воспитание, обучение, развитие: электрон. сб. ст. по матер. ХIII Всерос. науч.-практ. конф. «Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова» (1 марта 2022 г., г. Пермь, Россия). Ч. 1 [Электронный ресурс] / под общ. ред. О.В. Шабалиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь. 2022. 3,8 Mb – 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Математика" (1 – 4 классы образовательных организаций). М. 2023. 64 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 01.05.2021)
Худякова М. А., Власова И. Н., Селькин Л. В. Концептуальные основы формирования функциональной математической грамотности младших школьников / М.А. Худякова, И.Н. Власоа, Л.В. Селькина // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3 (49). С. 141-153.