Концептуальные основы формирования функциональной математической грамотности младших школьников

Авторы

  • Марина Алексеевна Худякова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
  • Ирина Николаевна Власова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
  • Лариса Владимировна Селькина Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/c2729-4001-2621-k

Ключевые слова:

функциональная математическая грамотность, концептуальные основы, типология заданий, задания с метапредметным компонентом

Аннотация

В статье определены концептуальные основания формирования функциональной математической грамотности младших школьников: метапредметная координация и междисциплинарная интеграция. Метапредметная координация подразумевает согласование и целесообразное соотношение метапредметных умений и универсальных действий обучающихся, применяемых в "жизненных" ситуациях. К ключевым метапредметным умениям относятся умения работать с информацией, коммуникативные умения применительно к практическим, жизненным
ситуациям и задачам, выявлены группы регулятивных умений учащихся, важные для формирования функциональной математической грамотности: планирование, самоконтроль и самооценка, выбор эффективных способов действия. Межпредметная интеграция базируется на использовании межпредметных связей и межпредметного содержания учебных дисциплин начальной школы, что способствует системному усвоению основ наук, обогащает обучающихся умениями использовать познавательные методы общенаучного характера. Представлена типология заданий (задания на знание, применение, рассуждение в условиях определенности и рассуждение в условиях неопределенности), показаны возможности заданий с метапредметным компонентом в формировании функциональной математической грамотности обучающихся, приведены примеры заданий. Изучение концептуальных оснований было проведено с использованием методов исследования: анализа научной литературы, сравнительного анализа, наблюдения, индукции, интерпретации, тестирования, математической статистики. Проведенное исследование позволило выявить концептуальные основы формирования функциональной математической грамотности младших школьников и сделать вывод о результативности использования заданий с метапредметным компонентом. 

Библиографические ссылки

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.

Безукладников К.Э. Крузе Б.А., Мелехина Е.С. Учебное исследование как средство формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся младшего подросткового возраста на уроках английского языка // Язык и культура. 2019. № 48. С. 259-276. DOI 10.17223/19996195/48/17.

Берталанфи Л. Общая теория систем – критический обзор // Исследования по общей теории систем. Сб. переводов. М.: Прогресс, 1969. С. 25-27, 31, 43.

Быстрова В.Е., Кондратьева М.Б., Платонова С.М., Попова О.О. Материалы к семинару «Системный подход в работе методического отдела». Санкт-Петербург, 2006. 40 с.

Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования // Начальная школа: до и после. 2009. № 12. http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/2009-12

Егоров К.Б., Захарова В.А. Как организовать себя: опыт независимой оценки регулятивных умений в дистанционном учении и преподавании // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 186-196.

Захарова В.А., Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Оценка иноязычных коммуникативных умений как составляющих функциональной грамотности // Вестн. Том. гос. ун-та. 2021. № 470. С. 156- 168.

Использование практико-ориентированных заданий при обучении математике с целью развития математической грамотности школьников. http://collegy.ucoz.ru/publ/39-1-0-16692

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

Национальный проект «Образование». Раздел официального сайта Министерства просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/national-project/

Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004.

Основания дидактических решений, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников: коллект. моногр. / К.Э. Безукладников, И.Н.Власова, Д.Л. Готлиб [и др.]; науч. ред. К.Э. Безукладников, В.А. Захарова; под общ. ред. М.А. Худяковой; Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. Пермь, 2021. 252 с.

Панина Е.Ю., Данилова А.С. Формирование метапредметных коммуникативных умений в процессе обучения иноязычному говорению младших школьников // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2014. № 10. С. 165-169.

Селькина Л.В., Худякова М.А. Математические задания с метапредметным компонентом // Начальная школа. 2017. № 5. С. 35-40.

Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников: коллект. моногр. / К.Э. Безукладников, И.Н.Власова, Д.Л. Готлиб [и др.]; науч. ред. К.Э. Безукладников, В.А. Захарова; под общ. ред. М.А. Худяковой; Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. Пермь, 2021. 170 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2021. 57с.

Функциональная грамотность младшего школьника; книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.

Худякова М.А., Власова И.Н., Селькина Л.В., Худякова А.В., Шустова С.В. (2021) Основы формирования функциональной грамотности школьников. Revista Tempos E Espaços Em Educação, 14 (33), e16757. DOI: https://doi.org/10.20952/revtee.v14i33.16757

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2015. № 6. С. 124-126.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61.

Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Наука, 1961. 142 с.

Bertalanffy L. Von. Das biologische Weltbild: Die Stellung des Lebens in Natur und Wissenschaft. Neudruck. Wien-Koeln, Böhlau Verlag 1990. S.185.

Cencelj, Zvonka & Abersek, Metka & Abersek, Boris & Flogie, Andrej. (2019). Role and meaning of functional science, technological and engineering literacy in problem-based learning. Journal of Baltic Science Education. 18. 132-146. 10.33225/jbse/19.18.132.

O'Donnell Angela M., Dansereau Donald F., Rocklin Thomas, Hythecker Velma I. and Young Michael D., Hall Richard H., Skaggs Lisa P., and Lambiotte Judith G. Promoting functional literacy through cooperative learning // Journal of Reading Behavior, 1988, Volume XX, No. 4 С. 339-356.

Rydze O.A. Learners’ achievements in mathematical information processing at primary school / The European Proceedings of Social & Behavioural Scieces (EpSBS), Moscow, Russia, 07-08 June 2017. – Moscow, Russia: Future Academy Future Academy, – 2017. – 599 p. Р. 512-522. –DOI: 10.15405/epsbs.2017.08.60.

Загрузки

Опубликован

2022-05-15

Как цитировать

1.
Худякова МА, Власова ИН, Селькина ЛВ. Концептуальные основы формирования функциональной математической грамотности младших школьников. УО [Интернет]. 15 май 2022 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];12(3):141-53. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/369

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)