Разработка и реализация междисциплинарных исследований студентами педагогических университетов

Авторы

  • Марина Алексеевна Худякова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/a2834-9632-6715-z

Ключевые слова:

междисциплинарные исследования, педагогическое образование, научно-исследовательская деятельность студентов, интеграция дисциплин, инновационные образовательные технологии, профессиональные компетенции педагога

Аннотация

В статье рассматривается проблематика разработки и реализации междисциплинарных исследований студентами педагогических университетов. Целью исследования является выявление ключевых факторов, способствующих успешной интеграции междисциплинарного подхода в образовательный процесс будущих педагогов. В работе применялись методы теоретического анализа научной литературы, эмпирического исследования практического опыта внедрения междисциплинарных проектов в 5 ведущих педагогических вузах России (МПГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, НГПУ, КГПУ им. В.П. Астафьева, УрГПУ), а также статистической обработки данных, полученных в ходе анкетирования 350 студентов и 50 преподавателей указанных университетов. Результаты исследования показали, что ключевыми факторами успешной реализации междисциплинарных исследований являются: 1) наличие институциональной поддержки со стороны руководства вуза (отмечено 87% респондентов); 2) активное вовлечение преподавателей различных дисциплин в совместную проектную деятельность (подчеркнуто 92% опрошенных преподавателей); 3) применение инновационных педагогических технологий, таких как проблемное обучение, кейс-метод, проектное обучение (указано 78% студентов); 4) развитие у студентов навыков критического мышления, креативности, коммуникации и командной работы (отмечено 83% респондентов). Разработанная в ходе исследования модель организации междисциплинарных исследований в педагогическом вузе включает три этапа: подготовительный (формирование междисциплинарных проектных команд, определение тематики и задач проектов), основной (реализация исследовательских проектов при консультационной поддержке преподавателей) и заключительный (презентация результатов проектов на научно-практических конференциях, конкурсах, подготовка публикаций). Апробация данной модели в экспериментальных группах показала повышение уровня мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности на 25%, развитие профессиональных компетенций на 30%, по сравнению с контрольными группами. Предложенные рекомендации по внедрению междисциплинарного подхода могут быть использованы для совершенствования подготовки педагогических кадров, способных эффективно решать комплексные задачи современного образования на основе интеграции знаний из различных научных областей.

Библиографические ссылки

Ворсина Е.В., Савельева М.Г. Моделирование междисциплинарного педагогического взаимодействия в вузе // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 2. C. 209-216.

Восковская А.С., Карпова Т.А. Создание междисциплинарных курсов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 2. С. 570-575

Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Решение проблем организации научноисследовательской деятельности студентов в ВУЗе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 11-2. С. 281-285.

Гончарук Н.П., Сагдееева Г.С. Формирование научно-исследовательской компетенции будущих специалистов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 3. C. 315- 320.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Московский социально-педагогический институт, 2010.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011.

Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and professional education. 2012. № 1. С. 8-14.

Кутепов М.М., Илященко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). C. 230-232.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011.

Минаева А.М. Использование межпредметных связей в преподавании математики в техническом вузе // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 331-334.

Рожков М.И., Иванова И.В. Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. C. 131-138.

Черная Л.В., Лазуткина Е.А., Актушина Г.А. Эффективность межпредметных связей в образовательном процессе медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. C. 64.

Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 12. C. 115-119.

Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества. Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Дело, 2004.

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Как цитировать

1.
Худякова МА. Разработка и реализация междисциплинарных исследований студентами педагогических университетов. УО [Интернет]. 30 март 2024 г. [цитируется по 18 июль 2024 г.];14(3-2):24–32. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1434

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)