Формирование функциональной грамотности как направление взаимодействия в сфере образования со странами Юга Африки
Ключевые слова:
функциональная грамотность, организационные условия, методическое сопровождение, русский язык, Юг Африки, межкультурное взаимодействие.Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления организационно-педагогических условий формирования функциональной грамотности в странах Юга Африки в контексте продвижения русского языка и культуры. Цель работы - определить ключевые направления и механизмы взаимодействия России со странами Юга Африки в сфере образования для повышения функциональной грамотности. Методология включает комплексный анализ нормативно-правовых документов, статистических данных, результатов эмпирических исследований (анкетирование учителей (n=120) и учащихся (n=450), полуструктурированные интервью с экспертами (n=15)). Выполнен сравнительно-сопоставительный анализ образовательных систем и практик формирования функциональной грамотности в странах Юга Африки. Результаты показали, что ключевыми барьерами являются низкая ресурсная обеспеченность школ, недостаточная подготовка учителей, слабая интеграция формирования функциональной грамотности в содержание обучения. Выявлены перспективные модели взаимодействия: обмен опытом и лучшими практиками, повышение квалификации педагогов, разработка учебно-методических комплексов с учетом национальной специфики. Теоретическая значимость состоит в уточнении понятия функциональной грамотности в межкультурном контексте. Практическая ценность определяется возможностью использования результатов для оптимизации образовательного взаимодействия России со странами Африки. Перспективы исследования связаны с масштабированием эффективных моделей формирования функциональной грамотности на другие развивающиеся страны. Статья написана в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения РФ по теме «Организационные условия и методическое сопровождение обучения русскому языку и продвижения русской культуры в странах Юга Африки (ЮАР, Зимбабве, Намибия, Ботсвана)» (код научной темы КР ZU-2024-0014)».
Библиографические ссылки
Абанкина И.В., Фрумин И.Д. Глобальная конкурентоспособность российского образования: материалы для дискуссии. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. С. 342.
Егорова Г.И., Семухин С.П., Егоров Н.Н. Дискурс-анализ формирования функциональной грамотности будущих бакалавров в области профессиональной деятельности // Вестник ТГПУ. 2021. № 5(217).
Крузе Б.А., Вертьянова А.А., Ермошина М.А. Условия развития функциональной грамотности при организации обучения русскому языку в странах юга Африки // Обзор педагогических исследований. 2023. Т. 5. №7. С. 84-89.
Лесев В.Н., Валеева Р.А. Глобальные компетенции в современном высшем образовании // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12. № 4(48). С. 92-95.
Панфилова В.М., Панфилов А.Н. Формирование глобальной компетентности как условие эффективного профессионального образования будущих педагогов // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 2А. С. 239-247.
Худякова М.А., Власова И.Н. Анализ международных подходов к оценке функциональной грамотности обучающихся // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 216-226.
Mullis I.V.S., Martin M.O., Foy P., Hooper M. PIRLS 2016 International results in reading. Retrieved from Boston College. Boston: TIMSS & PIRLS International Study Center, 2017.
Mullis I.V.S., Martin M.O., Foy P., Arora A. TIMSS 2011 international results in mathematics. Chestnut Hill: TIMSS & PIRLS International Study Center, Boston College, 2012.
PISA 2018 Results: What students know and can do. Vol. I. Р.: PISA, OECD Publishing, 2019.
Spaull N., Kotze J. Starting behind and staying behind in South Africa: The case of insurmountable learning deficits in mathematics // International journal of educational development. 2015. № 41. рр. 13-24.
Howie S.J., Combrinck C., Roux K., Tshele M., Mokoena G.M., McLeod Palane N. PIRLS Literacy 2016 Progress in International Reading Literacy Study 2016: South African Children's Literacy Achievement. Pretoria: Centre for Evaluation and Assessment, 2018.
Shizha E., Kariwo M.T. Education and development in Zimbabwe. Dordrecht: Sense Publishers B.V., 2011.
Hattingh A., Roux K., Halland S., Jordaan C.A. Investigating the use of PIRLS in South African classrooms: A focus on reading comprehension. (Unpublished doctoral dissertation). Pretoria: University of Pretoria, 2016.
Valerio A., Sanchez Puerta M. L., Tognatta N., Monroy Taborda S. Are there skills payoffs in low-and middle-income countries? Empirical evidence using STEP data. Washington: The World Bank, 2016.
Bethell G. Mathematics education in Sub-Saharan Africa: status, challenges and opportunities. Washington: The World Bank Group, 2016. 212 р.
Venkat H., Spaull N. What do we know about primary teachers' mathematical content knowledge in South Africa? An analysis of SACMEQ 2007 // International journal of educational development 2015. № 41. рр. 121-130.
Serpell R., Simatende B. Contextual responsiveness: An enduring challenge for educational assessment in Africa // Journal of intelligence. 2016. № 4(1). Р. 3.