Развитие междисциплинарных программ в высшем образовании России

Авторы

  • Марина Алексеевна Худякова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
  • Ирина Николаевна Власова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/x2666-4139-4535-f

Ключевые слова:

междисциплинарное образование, интеграция дисциплин, программы бакалавриата и магистратуры, российский опыт

Аннотация

В современном высшем образовании Российской Федерации наблюдается тенденция к развитию междисциплинарных программ обучения. Цель данной статьи состоит в анализе текущего состояния и перспектив развития данного направления в российских вузах. В рамках исследования был проведен онлайн-опрос 110 российских вузов, представляющих все федеральные округа. Результаты показали, что на сегодняшний день в 58 вузах (52,7%) имеются междисциплинарные программы бакалавриата и магистратуры с элементами интеграции различных направлений. Большинство таких программ (81 программа) ориентированы на смежные естественнонаучные дисциплины. Анализ полученных данных свидетельствует о распространении междисциплинарного подхода в российском высшем образовании. Тем не менее, существуют определенные барьеры, препятствующие более широкому внедрению таких программ. Для дальнейшего развития междисциплинарности необходима государственная поддержка инициатив вузов, а также гармонизация нормативно-правовой базы.

Библиографические ссылки

Власова И.Н., Дьячкова О.П., Захарова В.А. Формирование функциональной грамотности младших школьников: методический и технологический инструментарий для педагогов: …кол. моногр. под общ. ред. М.А. Худяковой; науч. ред. К.Э. Безукладников, В.А. Захарова. Сер.: Условия формирования функциональной грамотности младших школьников. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2023. 162 с.

Гелих О.Я., Покровская Н.Н., Трапицын С.Ю. Цифровой разрыв как контекст институционализации передачи знаний в префигуративной модели культурной трансмиссии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 2(134). С. 107-111.

Головенчик Г. Цифровой разрыв: причины возникновения, последствия и пути преодоления // Наука и инновации. 2021. № 6(220). С. 32-37.

Коленникова О.А. Владение медицинскими специалистами цифровыми технологиями // Народонаселение. 2022. Т. 25. № 3. С. 189-199.

Костина Н.Б., Чижов А.А. К вопросу о разграничении понятий «цифровой раскол», «цифровое неравенство» и «цифровой разрыв» // Уфимский гуманитарный научный форум. 2022. № 1(9). С. 56-63.

Макарова Е.А. Инновационный образовательный проект как основа формирования компетентностной среды обучения иностранным языкам // Непрерывное образование: XXI век. 2022. № 1(37). С. 41-58.

Митрофанов С.В., Комарова Е.В. Анализ мер привлечения и поддержки молодых исследователей в условиях цифровой трансформации науки // Информационное общество. 2021. № 6. С. 63-69.

Никольский, В.С, Неслуховская А.В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися // Исследователь (Researcher). 2020. № 1(29). С. 135- 143.

Проскурина Г.А. Лингводидактический потенциал электронных образовательных ресурсов на платформе LMS Moodle в обучении студентов неязыкового вуза иностранному языку // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 7(170). С. 18-24

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. «Цифровой разрыв» и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 83-93.

Тарева Е.Г., Тарев Б.В., Савкина Е.А. Полиподходность и междисциплинарность – perpetum mobile развития лингводидактики // Язык и культура. 2022. № 57. С. 274-291.

Троян И.А., Кравченко Л.А. Современная парадигма и модернизационные компоненты высшего образования // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 3. С. 100-114.

Халеева И.И. Семантика устойчивого развития как основа лингвистического образования в РФ и СНГ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 12(698). С. 9-14.

Щербина Е.Ю., Кислов А.Г. К педагогике эпохи цифрового разрыва // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С. 49-59.

Hsieh J.J., Po-An R.A., Keil M. Understanding digital inequality: Comparing continued use behavioral models of the socio-economically advantaged and disadvantaged // MIS quarterly. 2008. Vol. 32(1). рр. 97-126.

Saeed S.A., Masters R.M. Disparities in Health Care and the Digital Divide // Course Psychiatry Rep. 2021. Jul 23. Vol.23 (9). P. 61.

Загрузки

Опубликован

2024-01-30

Как цитировать

1.
Худякова МА, Власова ИН. Развитие междисциплинарных программ в высшем образовании России. УО [Интернет]. 30 январь 2024 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];14(1-2):230-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1312

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.