Особенности подготовки будущих магистров к организации научно-исследовательской деятельности
DOI:
https://doi.org/10.25726/r7289-7597-8779-aКлючевые слова:
научно-исследовательская деятельность, подготовка магистров, формирование профессиональных компетенций, педагогические направления подготовкиАннотация
В настоящее время актуальной задачей является подготовка будущих высококвалифицированных специалистов, способных реализовывать научно-исследовательскую работу. В условиях инновационного развития современного общества формирование у молодых специалистов исследовательских навыков является критически важным. Однако, как показывает анализ отчетов о самообследовании вузов, далеко не все магистранты в достаточной степени готовы к самостоятельной научной работе. Возникает ряд проблем, связанных с отсутствием опыта реализации проектов и оформления результатов. Цель данной статьи заключается в изучении особенностей формирования у магистрантов навыков организации научных исследований. В рамках теоретической части были проанализированы нормативные документы, определяющие требования к подготовке магистров. Изучены подходы зарубежных ученых к вопросам организации научно-исследовательской деятельности студентов. Проведено анкетирование 112 магистрантов педагогических направлений подготовки с целью выявления имеющихся затруднений. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости системного подхода к формированию профессиональных компетенций будущих магистров. Предложен комплекс мероприятий, направленных на интеграцию научно-исследовательской работы в учебный процесс подготовки высококвалифицированных кадров.
Библиографические ссылки
Бурыкина М.Ю., Данилова Т.В., Тонких А.П. Смарт-технологии в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 7(54). С. 22-38.
Будникова А.С. Обучение студентов иностранному языку по индивидуальной образовательной траектории (английский язык, языковой вуз): диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2021. 156 с.
Гальскова НД., Гез Н.И. Теория и методика обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 4-е изд. М.: Academia, 2006.
Гвоздева А.В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Курск, 2009. 53 с.
Звягин К.А., Юздова Л.П., Ермакова Е.Н. Информационные технологии в подготовке бакалавра, магистра и специалиста заочной формы обучения // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1(161). С. 111-128.
Зенков А.Р. Цифровизация образования: направления, возможности, риски // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2020. Вып.1. С. 52-55.
Игнатова В.В., Кузина Д.В. Современные формы контактной работы в вузе // Научное мнение.2019. № 12. С. 66-73.
Карташева О.В., Тарасова А.Ю. Методические аспекты обеспечения дисциплины «Информационно-аналитические технологии в бизнесе» для магистрантов по направлению «Экономика» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023. № 1. С 133-146.
Каспржак А.Г., Калашников С.П. Конструирование образовательных программ прикладной магистратуры // Университетское управление: практика и анализ. 2016. Вып. 2(102). С. 14- 25.
Киселев А.С. Инновационная система опережающего образования в контексте социологической перспективы общественного развития. СПб.: Книжный Дом, 2007. 219 с.
Комарова С.В., Савин А.В., Чухачева Е.В., Чаркина Н.В. Модели качественной оценки управления образовательным процессом. // Управление образованием: теория и практика. 2022. С.161- 169.
Комарова С.В., Бурыкина М.Ю., Карнеев Р.К., Карнеева О.А, Курачева Л.Г., Лапыко Т.П., Чухачева Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки специалистов социальной сферы// Монография. Брянск: РИСО БГУ, 2021. 162 с.
Кузина Д.В. Гармоничное взаимодействие студентов педагогического колледжа в условиях организации контактной работы на учебных занятиях // Современная дидактика и качество образования: соотношение индивидуального и коллективного в обучении: материалы VIII Всерос. науч.- метод. конф. Отв. ред. М.В. Минова. Красноярск, 2016. С. 163-166.
Кузина Д.В. Создание мастерской как способ организации рефлексивной деятельности студента на предмет «гармоничного взаимодействия» в процессе контактной работы // Мир человека: материалы ежегодных конференций. Под общ. ред. В.В. Игнатовой. Красноярск: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2019. С. 46-49.
Митяева А.М., Ибрахим А.А. Формы контроля знаний студентов вузов в условиях дистанционного обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2021. № 4. С. 161-172.
Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности // Человек и образование. 2017. Вып. 3(52). С. 9-14.
Пасечкина Т.Н. Формирование коммуникативной компетентности и коммуникативной самоэффективности как «soft skills» будущих специалистов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2019. № 2 (48). С. 178-188.
Санникова Н.И., Кутышкин А.В., Савина Т.В. Об использовании информационных технологий при формировании бизнес-аналитических компетенций бакалавров экономики // Инновации в образовании. 2018. № 9. С 116-130.
Солодченко Е.Е., Еделькина А.А. Принятие решений на основе data-driven подхода // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 37. C. 1038-1043.