Обзор математических задач, удивляющих своими ответами

Авторы

  • Александр Павлович Тонких Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

DOI:

https://doi.org/10.25726/u1959-5258-6444-u

Ключевые слова:

математика, универсальность математики, математическая точность, строгость математики, необычные математические задачи, очевидные ответы, окружающий мир

Аннотация

Обучение математике – это процесс, в котором учащиеся (школьники или студенты) учатся абстрактным и логическим законам математики, а также применению их при решении задач. Пополняя свои знания новыми математическими фактами, они становятся более уверенными в своих силах, развивают логическое и критическое мышление, необходимые не только при изучении многих других дисциплин, но и для познания окружающего мира. В статье рассмотрены примеры задач из различных разделов математики (арифметики, алгебры, геометрии, комбинаторики, теории вероятностей, математической статистики, математической логики и др.), которые на первый взгляд имеют очевидные ответы. Однако эти ответы неверные и лишь строгие математические рассуждения (или вычисления) позволяют получить верный ответ на поставленный в задаче вопрос. Более того, задачи подобраны так, что они удивляют своими верными ответами, которые кажутся невероятными, сомнительными и даже противоречащими здравому смыслу. Лишь строгие математические рассуждения позволяют развеять эти сомнения. Анализ допущенных ошибок в ходе решения математической задачи помогает учащимся лучше понимать, в каком месте они рассуждали неправильно, как исправить неверные выводы, что нужно сделать, чтобы избежать подобной ошибки в будущем. Исправление ошибок поможет им лучше понимать математический материал и окружающую действительность.

Библиографические ссылки

Зеленский А.С. Использование специально сконструированных ошибочных и нерациональных решений задач для повторения и коррекции знаний учащихся // Математика в школе. 2012. №2. С. 24-33.

Знаменитая Шахматная легенда про Царя, Мудреца и пшеничные зёрна. Режим доступа: https://dzen.ru/a/YGh4Ktrnjj8ojkIx.

Награда. Режим доступа: https://www.poznovatelno.ru/opit/chisla/154.html.

Парадокс Рассела. Главный парадокс теории множеств, оказавший влияние на всю математику. Режим доступа: https://dzen.ru/a/Xz-1Hv7umhwvrlnh.

Парадокс трёх шкатулок, который на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Режим доступа: https://dzen.ru/a/YiMtnXBOvwOWVkht.

Тонких А.П. Математика: учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей начальных классов: в 2 кн. / 2-е изд., испр. Москва: КДУ, 2008. 20 с.

Тонких А.П. Сборник компетентностных задач по математике для начальной школы: пособие для учителей начальных классов. Брянск: Курсив, 2009. 84 с.

Тонких А.П. Стохастика в начальной школе: Сборник задач. Пособие для учителей начальных классов / М.: ООО «Баласс», 2013. 128 с.

Тонких А.П. Теоретические основы решения нестандартных и занимательных задач в курсе математики начальных классов // Начальная школа плюс До и После. 2002. № 5. С. 47-57.

Чебакова Г.В. Диагностика типичных ошибок. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/diaghnostika-tipichnykh-oshibok-pri-rieshienii-zadach-na-urokakh-matiematiki.

Загрузки

Опубликован

2024-01-15

Как цитировать

1.
Тонких АП. Обзор математических задач, удивляющих своими ответами. УО [Интернет]. 15 январь 2024 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];14(1-1):19-4. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1257

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>