Организационно-педагогические условия формирования кросс-культурной коммуникации у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки
DOI:
https://doi.org/10.25726/o7304-6551-9725-qКлючевые слова:
коммуникация, кросс-культурная коммуникация, развитие, структура, формирование, организационно-педагогические условия, учительАннотация
В статье описываются организация и ход экспериментальной проверки результативности формирования умений кросс-культурной коммуникации у будущих учителей при условии реализации комплекса определенных организационно-педагогических условий, а также проанализированы
полученные в ходе исследования результаты. С целью проверки эффективности организационнопедагогических условий формирования умений кросс-культурной коммуникации у будущих учителей был проведен педагогический эксперимент. На констатирующем этапе с помощью отобранных диагностических методов измерялся исходный существующий уровень сформированности умений кросс-культурной коммуникации у будущих учителей по когнитивным, деятельностным и личностным критериям. На формриующем в образовательный процесс экспериментальных групп внедрялись соответствующие формовочные меры, которые обеспечивали создание определенных организационнопедагогических условий по разработанной модели. На контрольном этапе с целью определения динамики проводилась повторная диагностика уровня сформированности исследуемых умений в экспериментальной и контрольной группах по той же методике, что и на констатирующем этапе. Разработанный и подобранный нами комплекс методов оценки уровня сформированности умений кросскультурной коммуникации у будущих учителей в соответствии с критериями и показателями определения уровня указанных умений, по нашему мнению, позволяет провести достоверное и валидное диагностическое измерения. Анализ данных экспериментальной проверки результативности формирования умений кросс-культурной коммуникации у будущих учителей по разработанным организационно-педагогическими условиями доказал, что внедрение через соответствующие формы и методы обучения определенных формирующих мер привело к повышению уровня сформированности исследуемых умений по всем критериям.
Библиографические ссылки
Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Формирование дискурсивных умений будущего учителя начальных классов / В сборнике: Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 559-568.
Инновационные технологии как фактор реализации компетентностного подхода в образовании / Н. В. Буренкова, Т. В. Данилова, М. С. Сидорина [и др.]. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 220 с.
Моспанова Н.Ю., Буренкова Н.В., Крамарева И.Е. Языковое образование как основа развития коммуникативной компетенции будущих педагогов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 5 (45). С. 266-273.
Тонких А.П. Основы математической обработки информации: учебно-методическое пособие. Брянск: Курсив, 2013. 224 с.
Abugre, J. B., & Debrah, Y. A. (2019). Assessing the impact of cross-cultural communication competence on expatriate business operations in multinational corporations of a Sub-Saharan African context. International Journal of Cross Cultural Management, 19(1), 85–104. https://doi.org/10.1177/1470595819839739
Aldawsari, N. F., Adams, K. S., Grimes, L. E., & Kohn, S. (2018). The effects of cross-cultural competence and social support on international students’ psychological adjustment: Autonomy and environmental mastery. Journal of International Students, 8(2), 901–924. https://doi.org/10.5281/zenodo.1250391
An, B., Brown, D., & Guerlain, S. (2019). The Evaluation of a Serious Game to Improve CrossCultural Competence. IEEE Transactions on Learning Technologies, 12(3), 429 441. https://doi.org/10.1109/TLT.2018.2865411
Barker, K. (2020). Creating change and cross-cultural competence while conducting business on the global stage. Organization Development Journal, 38(3), 77–85.
Behymer, K. J., Mateo, J. C., & McCloskey, M. J. (2015). Making the Case for an Ecological Approach to Cross-cultural Competence Training and Assessment. Procedia Manufacturing, 3, 3941–3947. https://doi.org/10.1016/j.promfg.2015.07.924
Bunce, J. A. (2020). Field evidence for two paths to cross-cultural competence: Implications for cultural dynamics. Evolutionary Human Sciences, 2. https://doi.org/10.1017/ehs.2020.1
Charleston, B., Gajewska-De Mattos, H., & Chapman, M. (2018). Cross-cultural competence in the context of NGOs: bridging the gap between ‘knowing’ and ‘doing.’ International Journal of Human Resource Management, 29(21), 3068–3092. https://doi.org/10.1080/09585192.2016.1276469
Hajjar, R. M. (2010). A new angle on the U.S. military’s emphasis on developing cross-cultural competence: Connecting in-ranks’ cultural diversity to cross-cultural competence. Armed Forces and Society, 36(2), 247–263. https://doi.org/10.1177/0095327X09339898
Jesiek, B. K., Shen, Y., & Haller, Y. (2012). Cross-cultural competence: A comparative assessment of engineering students. International Journal of Engineering Education, 28(1), 144–155.
Lakshman, C., Bacouël-Jentjens, S., & Kraak, J. M. (2021). Attributional complexity of monoculturals and biculturals: Implications for cross-cultural competence. Journal of World Business, 56(6). https://doi.org/10.1016/j.jwb.2021.101241
Li, M. (2020). An examination of two major constructs of cross-cultural competence: Cultural intelligence and intercultural competence. Personality and Individual Differences, 164. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110105
Matveev, A. V, & Nelson, P. E. (2004). Cross cultural communication competence and multicultural team performance: Perceptions of American and Russian managers. International Journal of Cross Cultural Management, 4(2), 253–270. https://doi.org/10.1177/1470595804044752
McKoy, C. L. (2013). Effects of selected demographic variables on music student teachers’ selfreported cross-cultural competence. Journal of Research in Music Education, 60(4), 375–394. https://doi.org/10.1177/0022429412463398
Muzychenko, O. (2008). Cross-cultural entrepreneurial competence in identifying international business opportunities. European Management Journal, 26(6), 366–377. https://doi.org/10.1016/j.emj.2008.09.002
van Driel, M., & Gabrenya Jr., W. K. (2013). Organizational Cross-Cultural Competence: Approaches to Measurement. Journal of Cross-Cultural Psychology, 44(6), 874–899. https://doi.org/10.1177/0022022112466944
Wang, D., Feng, T., Freeman, S., Fan, D., & Zhu, C. J. (2014). Unpacking the “skill - crosscultural competence” mechanisms: Empirical evidence from Chinese expatriate managers. International Business Review, 23(3), 530–541. https://doi.org/10.1016/j.ibusrev.2013.09.001
Wang, D., Freeman, S., & Zhu, C. J. (2013). Personality traits and cross-cultural competence of Chinese expatriate managers: A socio-analytic and institutional perspective. International Journal of Human Resource Management, 24(20), 3812–3830. https://doi.org/10.1080/09585192.2013.778314
Watson, J. R., Siska, P., & Wolfel, R. L. (2013). Assessing gains in language proficiency, crosscultural competence, and regional awareness during study abroad: A preliminary study. Foreign Language Annals, 46(1), 62–79. https://doi.org/10.1111/flan.12016
Wilcox, K. C. (2010). The impact of student beliefs on the effectiveness of video in developing cross-cultural competence. CALICO Journal, 27(1), 91–100. https://doi.org/10.11139/cj.27.1.91-100
Yunxia, Z. (2008). From cultural adaptation to cross-cultural discursive competence. Discourse and Communication, 2(2), 185–204. https://doi.org/10.1177/1750481307088483