Роль коммуникативной компетентности студентов в условиях профессионального образования

Авторы

  • Людмила Анатольевна Дёшина Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
  • Оксана Михайловна Воробьева Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
  • Яна Николаевна Катина Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
  • Наталья Александровна Чистякова Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Ключевые слова:

коммуникативная компетентность, профессиональные компетентности, профессиональное образование, компетентностный подход, тренинг общения на иностранном языке, инновационный метод, медицинская направленность, культура речи

Аннотация

В предложенной статье авторы изучают процесс формирования коммуникативной компетентности студентов в преподавании иностранного языка в медицинских образовательных учреждениях по профессиональному медицинскому направлению. Коммуникативная компетенция всесторонне рассматривается как термин, который включает как структурные особенности языка, так и его специальные, прагматические и контекстовые особенности. Для достижения результатов в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов, способных эффективно общаться на иностранном языке в профессиональной сфере, предложено авторами включить в учебный процесс медицинских специальностей «Тренинг общения медицинского персонала с пациентом на иностранном (английском) языке». Данная программа создаст языковую среду, стимулируя студентов к активному использованию иностранного языка в реальных ситуациях, что позволит им освоить современные технологии и развивать коммуникативные навыки, необходимые для успешной работы с пациентами в будущем. В данной статье предлагается внедрить в систему подготовки будущих медиков тренинги по общению с пациентами на английском языке, а также активное использование цифровых технологий и различных платформ в процессе обучения. Цель этих инициатив – формирование у студентов коммуникативных навыков, необходимых для работы с пациентами, говорящими на иностранном языке. Авторы подчеркивают, что подобные тренинги являются эффективным инструментом развития языковых компетенций и необходимы для успешной работы в современных медицинских условиях, а также способствуют развитию иностранной речи в диалогической форме, с элементами культуры профессионального речевого общения, что дает будущим специалистам возможность межкультурной коммуникации и реализует подготовку современных специалистов. Авторами делается вывод, что тренинг общения на иностранном языке обеспечивает овладение студентами медицинских специальностей большого количества материала, отобранного для профессионального общения медперсонала с пациентом, который позволяет практически пользоваться иностранным языком как средством общения, осмысленно употреблять и понимать иноязычные речевые средства с учетом конкретной ситуации.

Библиографические ссылки

Алексеева Н.А., Фисунов П.А. Организация процесса формирования познавательной активности студентов с использованием современных информационных и мобильных технологий // «Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований»: сб. науч. ст. XI Междунар. науч.-прак. конф. Чебоксары, 2019. С. 85-89.

Архипова Н.В., Кобызев В.С., Медведев В.Е. Современные образовательные технологии в высшей школе. М.: Спутник+, 2013. С. 146.

Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

Бочарников И.В., Чемезов Н.А. Проблемы и приоритеты политики цифровизации в России // Наука. Общество. Оборона. 2020. Т. 8. № 2(23). С. 19.

Голяев С.С., Голяева Н.В. Теоретические аспекты цифровой информации образовательной среды // Среднее профессиональное образование. 2022. № 5(321). С. 37-39.

Губанова Л.В. Психолого-педагогические основы подготовки преподавателей иностранного языка. М. 2013. 288 с.

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996. 373 с. С. 172.

Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3(108). С. 88-107.

Ильина О.К. Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения // Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению «Языки в аспекте лингвострановедения»: сб. науч. ст. в 2 ч. Ч. 1. Под ред. Л.Г. Ведениной. М.: МГИМО-Университет, 2009. С. 253-261.

Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. Минск. ТетраСистемс, 2007. С. 352.

Лазарев B.C., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. 2000. № 3. С. 27.

Мадалиева С.Х., Кашаганова К.Т. Особенности формирования коммуникативной компетентности в условиях медицинского вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 3. С. 141-143.

Манулик В.А., Михайлюк Ю.В. Проблема коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача (теоретический аспект) // Инновационные образовательные технологии. 2013. № 1. С. 19-23.

О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2021. 2021.

Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 Ст. 2. 2012.

Об утверждении ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»: Приказ Минпросвещения России № 527 от 04.07.2022. 2022.

Овсянникова О.А. Применение информационно-коммуникативных технологий при формировании речевой компетентности дипломатических сотрудников // Вестник академии военных наук. 2020. № 1. С. 85-90.

Осипова С.И., О.В. Приходько Педагогические условия развития речевой культуры студентов в образовательном процессе технического вуза // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-23. С. 5196-5201.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.

Петровская Л.А. О природе компетентности в общении // Мир психологии. 1996. № 3. С. 31-35.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 608н от 8 сентября 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». 2015.

Сильверман Дж., Кёрц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами. Пер. с англ. М.: «Гранат», 2018. 304 с.

Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: уч. пос. Ижевск: ИЦ «Удмуртский университет», 2016. С. 176.

Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 6-10.

Шестак Н.В. Лекция в вузе в контексте компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2018. № 8-9. С. 43-54.

Шестак Н.В., Шекстак В.П. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 29-39.

Kornilov Y.V. Immersive approach in education. // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2019. Vol. 8. pp. 174-178.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Дёшина ЛА, Воробьева ОМ, Катина ЯН, Чистякова НА. Роль коммуникативной компетентности студентов в условиях профессионального образования. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];14(6-1):12-23. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1631

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)