Психолого-педагогические методы В.Ф. Одоевского на примере очерков писателя и сказки «Городок в табакерке»

Авторы

  • Сергей Михайлович Шаврыгин Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
  • Наталья Александровна Чистякова Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

DOI:

https://doi.org/10.25726/g8621-0461-4847-h

Ключевые слова:

жанр, сюжет, литературная сказка, цикл, фантастическое, философия жизни, автор, история литературы, педагогика, дидактика, методы обучения, воспитание

Аннотация

В статье в рамках историко-литературного и типологического методов показано, что в первой половине XIX века русская литературная сказка развивалась в границах двух метатекстовых форм: стихотворной сказки и прозаической сказки, тяготевшей к научно-педагогическому, дидактическому модусу. Прозаическая сказка учитывала, с одной стороны, интерес романтиков к собиранию и обработке фольклорной сказки, а с другой, к традициям романтической повести 1820-1830-х годов. В статье раскрываются причины обращения русского писателя-романтика В. Ф. Одоевского к жанру литературной сказки, появления в его творчестве для детей фантастических рассказов, быличек, сказок. Материалами для статьи являются педагогические очерки Одоевского и одна из самых известных и читаемых сказок — «Городок в табакерке» (1834). В статье сопоставляются педагогические и художественные тексты писателя, демонстрирующие степень взаимосвязанности и взаимовлияния педагогических идей, методов и художественных образов, глубину взаимопроникновения публицистического, дидактического и художественного дискурсов, что составляет одну из важнейших особенностей творческой манеры писателя-энциклопедиста. Анализ сюжетной структуры сказки «Городок в табакерке», взаимоотношения персонажей, роли автора и рассказчика приводят к выводу о том, что целью писателя было не столько развлечение маленького читателя, сколько воспитание, серьезный разговор с ним об окружающем мире, его законах, логической связи событий, а также передача знаний о «механике жизни», о воспитании личности посредством осознания подрастающим человеком сделанных открытий.

Библиографические ссылки

Белинский В.Г. Городок в табакерке // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8. М., 1982. С. 555.

Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред., с вступ. ст. и примеч. чл.-корр. АПН РСФСР проф. В.Я. Струминского. М., 1955. С. 81.

Одоевский В.Ф. Пестрые сказки / Изд. подгот. М. А. Турьян. СПб., 1996. С. 37–41. (Литературные памятники).

Одоевский В.Ф. Пестрые сказки; Сказки дедушки Иринея / [Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. Н. Грекова]. М., 1993. 271 с.

Тиманова О.И., Шарафадина К.И. Отечественная «сказочная» книжность XIX века в инфосфере познавательного чтения: семантика и прагматика // Мир лингвистики и коммуникации, 2010. № 2 (19). Электронный научный журнал. URL: http://tverlingua.ru/archive/019/content_19.htm (Дата обращения: 04.07.2023).

Турьян М.А. «Игоша» В.Ф. Одоевского (К проблеме фольклоризма) // Русская литература, 1977. № 1. С. 132–136.

Загрузки

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

1.
Шаврыгин СМ, Чистякова НА. Психолого-педагогические методы В.Ф. Одоевского на примере очерков писателя и сказки «Городок в табакерке». УО [Интернет]. 30 июнь 2023 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];13(8):103-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/967

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)