О преподавании родного языка в звене среднего профессионального образования
DOI:
https://doi.org/10.25726/f3656-0822-6155-lКлючевые слова:
родной язык, русский язык, языки народов Российской Федерации, методика, дидактический материал, средне профессиональное образование, профессионально ориентированное содержаниеАннотация
Актуальность статьи обусловлена введением в обязательную предметную область «Русский язык и литература» дисциплины «Родной язык», изучаемой в цикле «Среднее общее образование. Обязательные учебные предметы» учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования. Цель статьи – на материале нового оригинального дидактического материала показать значение предмета для освоения курса русского языка, подготовки к сдаче единого государственного экзамена, вхождения в профессиональную коммуникацию с учетом выбранной специальности. Результатом авторской рецепции преподавания родного языка в звене среднего профессионального образования стала рабочая тетрадь по родному языку, содержащая учебный материал по трем модулям языковой подготовки: Язык и культура; Культура речи; Речь. Речевая деятельность. Текст. Дидактический материал рабочей тетради подобран с учетом решения всех задач освоения курса родного языка и овладения общими и профессиональными компетенциями. Описываемый в статье дидактический материал учитывает новый подход к преподаванию родного языка – так называемое профессионально ориентированное содержание. Материал статьи также дает представление о способах межпредметного взаимодействия в обучении родному языку, взаимосвязи преподавания родного языка с другими предметами гуманитарного цикла, предлагает варианты междисциплинарных заданий.
Библиографические ссылки
Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник. Под ред. М.Т. Баранова. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 368 с.
Верховых Л.Н. Актуальные вопросы методики преподавания русского родного языка // Неофилология. 2021. Т. 7. № 28. С. 618-625.
Демиденко Т.Г., Чистякова Н.А. Реализация интерактивного компонента в процессе практикоориентированного преподавания гуманитарных дисциплин // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 7(65). С. 32-38.
Джусупов М. Взаимопроницаемость внутрироссийских и международных образовательных статусов русского языка // Русский язык за рубежом. 2013. № 4(239). С. 17-27.
Жукова А.Н., Кудоярова Т.В., Замилова И.А., Матрусова А.Н. Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Родной язык (русский)» (проект). М.: ИРПО. 2022. 60 с.
Киселева Ю.А., Леонов С.А. Программы среднего профессионального образования: приоритеты развития // Стандарты и качество. 2018. № 9. С. 72-77.
Кларин М.В., Осмоловская И.М., Сериков В.В. Содержательно-целевые установки школьного учебника: к освоению социокультурных компетенций XXI века // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 5(87). С. 77-94.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. 368 с.
Матвеева А.Н. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
Романова О.А. Компетентностный подход к профессиональному образованию и обучению: систематизированный обзор отечественной литературы // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 2. С. 105-123.
Сложеникина Ю.В., Гареева Л.М., Кравчук Т.В., Малышева А.И., Манджиева Т.В., Тоуахар А.О., Тишина Е.В., Улитова А.С., Цховребова Б.Ф., Черкашина С.П., Чистякова Н.А., Шаврыгин С.М., Экономова А.Д., Юнеев В.В. Родной язык: рабочая тетрадь: углубленный уровень. Под ред. Ю.В. Сложеникиной. М.: Университет «Синергия», 2024. 204 с.
Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. 160 с.
Чередниченко Г.А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 152-182.