Профессиональное выгорание преподавателей вузов и стратегии его преодоления в вузах России

Авторы

  • Марина Юрьевна Бурыкина Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
  • Татьяна Васильевна Данилова Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
  • Светлана Васильевна Комарова Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского

DOI:

https://doi.org/10.25726/j5320-2324-0430-d

Ключевые слова:

профессиональное выгорание, преподаватели вузов, стратегии преодоления, качество образования, психологическое благополучие

Аннотация

В настоящее время актуальной проблемой в российской системе высшего образования является профессиональное выгорание преподавателей вузов. Согласно исследованиям, данный феномен коснулся почти 40% преподавателей, что негативно сказывается как на качестве преподавания, так и психологическом состоянии педагогических работников. Цель данной статьи заключается в анализе причин возникновения данного явления и разработке эффективных стратегий его преодоления на основе лучших практик российских вузов. В рамках исследования были проанализированы результаты социологических опросов среди преподавателей 9 российских вузов. Также был проведен анализ действующих в некоторых вузах программ профилактики и преодоления профессионального выгорания учебного состава. В результате исследования выявлены основные причины возникновения профессионального выгорания преподавателей российских вузов. Рассмотрена эффективная модель стратегии преодоления данной проблемы путем комплекса мер организационного, психологического и методического характера.

Библиографические ссылки

Асеева И.А. Готовы ли россияне к новой антропотехнореальности? // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 2. C. 141-156.

Бурыкина М.Ю., Данилова Т.В., Тонких А.П. Инновационная культура будущего педагога как проблема профессиональной подготовки // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 6(52). С. 38-54.

Бурыкина М.Ю., Данилова Т.В., Тонких А.П. Смарт-технологии в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 7(54). С. 22-38.

Джейранова М.О., Жданова Д.Р., Рубизова А.А., Богданова Т.М. Синдром эмоционального выгорания у преподавателей медицинских вузов // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5.

Комарова С.В., Бурыкина М.Ю., Карнеев Р.К., Карнеева О.А., Курачева Л.Г., Лапыко Т.П., Чухачева Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография. Под общ ред. С.В. Комаровой. Брянск: РИСО БГУ, 2021. 168 с.

Комарова С.В., Серегина Н.В., Савин А.И. Взаимосвязь личностных особенностей и психологического благополучия педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-5. С. 299-308.

Комарова С.В., Савин А.В., Чухачева Е.В., Чаркина Н.В. Модели качественной оценки управления образовательным процессом // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 161-169.

Кошарная Г.Б., Данилова Е.А., Маракаева К.М. Корпоративная система управления здоровьем // Siberian Socium. 2020. Т. 4. № 2(12). С. 76-89.

Малькина О.В., Данилова Т.В., Курачева Л.Г. Развитие ресурсного личностного статуса «Я-профессионал» у будущих педагогов:проблемы и пути их решения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2022. № 1(64). С. 95-104.

Мессинева Е.М., Мануйлова Н.Б., Фетисов А.Г. Проблема профессионального выгорания у преподавателей ВУЗов // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т.9. № 2.

Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.

Новоселова А.С. Эмоциональное выгорание преподавателей вуза как один из факторов формирования организационной патологии в ситуации неопределённости // Человеческий капитал как фактор инновационного развития общества. Сб. cт. Междунар. науч.-прак. конф. 2019. С. 189-193.

Панкина Г.В., Новиков В.А., Бабыкин С.В. Требования к содержанию образовательных программ (государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования в России и за рубежом). М., 2011. 164 с.

Попова И.П. Самостоятельность в работе: взгляд на долговременные тенденции // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 4. C. 249-267.

Проказина Н.В., Ланцев В.Л. Роль общественно-профессиональных объединений педагогов в условиях модернизации системы образования // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 2. C. 157-173.

Самсонова Е.А. Профессиональное выгорание преподавателей вузов как следствие деструктивного управления образовательной деятельностью // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №1 (93). С. 63-69.

Сергеева О.Н. Профессиональное выгорание и социальное здоровье педагога: исследование проблемы // Образование. Карьера. Общество. 2012. № 1(33). С. 38-40.

Яхно А.А. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание в системе здравоохранения российской федерации // Альманах сестринского дела. 2009. Т. 2. № 2. С. 34-39.

Maslach C., Leiter M.P. Burnout // Stress: concepts, cognition, emotion and behavior. Ed. by G. Fink. Chap. 43. Academic Press, 2016. рр. 351-357.

Загрузки

Опубликован

2024-01-30

Как цитировать

1.
Бурыкина МЮ, Данилова ТВ, Комарова СВ. Профессиональное выгорание преподавателей вузов и стратегии его преодоления в вузах России. УО [Интернет]. 30 январь 2024 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];14(1-2):212-20. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1310

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>