Суть и принципы самообразования как основной составляющей развития студента
DOI:
https://doi.org/10.25726/g8877-3477-8440-rКлючевые слова:
студент, самообразование, дистанционное обучение, исследованиеАннотация
Необходимость непрерывного обучения касается всех людей независимо от пола или возраста, образования, социального или должностного положения, политической или идеологической ориентации или национальности. И, что не менее важно: этот учебный процесс нельзя рассматривать как завершенный или незавершенный. При том, что проблеме самообразования посвящено много научных работ в России и за рубежом, в психолого-педагогической литературе нет единого взгляда на то, что собой представляет данное явление. Самообразование определяется как образование, которое получает человек в процессе самостоятельной работы без прохождения систематического курса обучения в стационарном учебном заведении. Самообразование – это информационнообеспечительная деятельность, которая осуществляется путем приобретения (усвоения), накопления, упорядочения, систематизации и восстановления знаний с целью удовлетворения познавательных потребностей личности для осуществления различных видов деятельности. Роль самообразования в жизни личности и общества определяется присущими ей социальными функциями (общеобразовательной и профессиональной подготовки, общекультурного развития, оптимальной организации свободного времени, адаптивной, компенсаторной, амортизационной, терапевтической и функции обучения принципам и навыкам самообразовательной деятельности), которые реализуются в их единстве и позволяют оптимально решать перспективные, долгосрочные, краткосрочные, ситуационные и единичные общественно и личностно значимые задачи.
Библиографические ссылки
Амяга Н.В., Демидова Т.Е., Тонких А.П. Структурирование компетенций студентов вузов при участии в практико-ориентированной деятельности // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 4(50). С. 48-56.
Асадуллин Р.М. Субъектное развитие студентов в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2021. Т. 85. № 3. С. 5-16.
Бурыкина М.Ю., Данилова Т.В., Тонких А.П. Инновационная культура будущего педагога как проблема профессиональной подготовки // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 6(52). С. 38-54.
Бурыкина М.Ю., Данилова Т.В., Тонких А.П. Смарт-технологии в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 7(54). С. 22-38.
Галямина А.В. Формирование компетенции самоорганизации учебной деятельности курсантов военных вузов (на материале дисциплины «иностранный язык»): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Калининград, 2017. 198 с.
Гурьева Т.Н. Некоторые аспекты использования цифрового следа в образовательном процессе // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020. Т. 11. № 4(46). С. 58-64.
Данилова Т.В., Лапыко Т.П., Тонких А.П. Применение разных форм интерактивного обучения в вузе в развитии коммуникативных умений студентов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2(42). С. 104-114.
Данилова Т.В., Демидова Т.Е., Тонких А.П. Проектное обучение студентов как основное условие их готовности к профессиональной деятельности // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 4(50). С. 32-38.
Демидова Т.Е., Сороквашина Г.А. Функции универсальных учебных действий в процессе формирования методико-математической культуры будущего учителя начальных классов // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее. Материалы Всероссийской научнопрактической конференции : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Брянск, 13– 14 октября 2021 года. Брянск: Общество с ограниченной ответственностью "Новый проект", 2021. С. 25- 31.
Дьяков С.И. Психическая самоорганизация человека как субъекта жизни. Семантический принцип // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2018. Т. 23. С. 15- 27.
Жукова С.В. Цели и задачи профессионально-ориентированного обучения иностранному язы ку в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. №4-1. С. 146-148.
Зубова С.П., Лысогорова Л.В., Триндюк Т.В. О понятии самоорганизации в синергетике и педагогике // Гуманитарные Балканские исследования. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 39-41.
Кузнецов Н.В., Хабиб М.Д. Анализ развития системы мониторинга цифровизации экономики // E-Management. 2020. № 3(1). С. 86-98.
Лапыко ТП., Тонких А.П., Данилова Т.В. Управленческие аспекты образовательной деятельности преподавателя вуза // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3(39). С. 57- 65.
Листвина Е.В. Цифровое общество: социокультурный анализ цифрового следа // Аспирантский вестник Поволжья. 2020. № 7-8. С. 14-18. DOI: 10.17816/2072-2354.2020.20.4.14-18
Малькина О.В, Данилова Т.В., Курчева Л.Г.. Развитие ресурсного личностного статуса "Япрофессионал" у будущих педагогов:проблемы и пути их решения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2022. № 1(64). С. 95-104.
Плетяго Т.Ю., Остапенко А.С., Антонова С.Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 5. С. 112-129.
Подуфалов Н.Д. О взаимосвязи реального и виртуального // Педагогика. 2020. № 4. С. 5- 18.
Пучков Н.П., Попов А.И., Тормасин С.И. Интеграция компетенций в условиях цифровизации образования // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. № 1 (17). С. 36-43.
Рязанова Г.Н. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы // E-Management. 2020. № 3(2). С. 40-54.
Скопа В.А. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в контексте компетентного подхода // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 8. С. 104-107.
Триндюк Т.В., Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В. О взаимосвязи понятий «самоорганизация» и «самообразование» // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 20-22.
Шамсутдинова Т.М. Когнитивная модель траектории электронного обучения на основе цифрового следа // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 2. С. 47-54.
Tsarev R. Y., Yamskikh T. N., Evdokimov I. V., Prokopenko A. V., Rutskaya K. A., Everstova V. N., Zhigalov K. Yu. An approach to developing adaptive electronic educational course // CSOC 2019. AISC. 2019. Vol. 986. Р. 332-341. DOI: 10.1007/978-3-030-19813-8_34
Zuboff Sh. The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. N.Y.: PublicAffairs, 2019. 691 p. URL: https://feb.unhas.ac.id/mm/wpcontent/uploads/2020/11/The-Age-of-Surveillance-Capitalism_-The-Fight-for-a-Human-Future-at-the-NewFrontier-of-Power-PDFDrive.com-.pdf.pdf