Meditative culture as a component of the humanitarian consciousness of the individual

Authors

  • Olga G. Smolyaninova Siberian Federal University
  • Nikita A. Ivanov Siberian Federal University

DOI:

https://doi.org/10.25726/t4036-5809-0533-c

Keywords:

meditative culture, humanitarian discourse, humanitarian consciousness of the individual, existential worldview

Abstract

The purpose of the research presented in the article was to identify and substantiate the essential characteristics of the mediation culture as a component of humanitarian consciousness. A structural and logical model of the mediation culture as part of the general culture of the individual is developed and described. The definition of mediative culture in the humanitarian educational discourse is concretized, which determines the theoretical significance of this work. The leading idea of the research consists in the judgment put forward and proved by the authors that the mediative culture as an element of the personal structure can be explicated through the characteristics of the existential worldview and intelligence as the highest form of their manifestation. The study was carried out with the financial support of the regional state autonomous institution "Krasnoyarsk Regional Fund for the Support of Scientific and Scientific-Technical Activities" within the framework of the scientific project "Development of a propaedeutic model of educational multicultural mediation for the regions of Yenisei Siberia and the Far North", application code 2021102307858 (CF-863).

References

Балаев Р.С. Экзистенциальная безопасность личности в условиях сетевых войн: дис. ... канди. филос. наук. Ставрополь, 2016. 161 с.

Гафнер К.Е. Медиация как социо-коммуникативная технология конфликторазрешения: дис. ... канд. cоциол. наук. Санкт-Петербург, 2019. 286 с.

Демин А.Д. К вопросу об определении медиативной культуры // Медиация в образовании: поликультурный контекст : материалы III Междунар. конф. Красноярск, 27–29 сентября 2021 г. / под общ. ред. О. Г. Смоляниновой. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2022. С. 99-101.

Дунаева И.С. Формирование медиативной культуры в современном российском обществе: Mediation Skills // Медиация в современном образовательном пространстве: электронный сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. П.А. Сергоманов, И.И. Манина, Т.А. Попова. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2020. С. 90-95.

Елисеев Д.Б. Роль медиации в разрешении правовых конфликтов: теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2013. 199 с.

Иванов М.А. Техническое сознание и гуманитарное знание в образовании // Московский экономический журнал. 2022. № 2. С. 581-593.

Карягина О.В. Эволюция идей примирения и посредничества при разрешении правовых конфликтов в государственно-правовых учениях XIX - XX вв. : дис. ... канд. юрид. Белгород, 2013. 156 с.

Келеман Л.А.Интеллигентность: антропологический статус и манифестация в современном мире : дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2006. 386 с.

Кисляков П.А. Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу // Экология человека. 2017. № 4. С. 42-50.

Купцова О.В., Швецова А.А. Принципы медиации как выражение нравственных начал посредничества в Российской Федерации // Научный аспект. 2016. № 2. С. 56-60.

Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 1. С. 121-130.

Мамедова Л.В., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Гудков Ю.Э. Роль педагога-медиатора в инклюзивной среде общеобразовательной школы // Педагогика и просвещение. 2016. № 3. С. 249-254. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.3.20247

Митрошенков О.А. История и философия науки : учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2018. 267 с.

Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальная антропология как антропология образования // Дискурс-Пи. 2018. № 2 (31). С. 133-139.

Ножичкина Л.В. Медиативная культура: трансформация мировоззрения педагога как ресурс создания безопасной образовательной среды // Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации: сборник материалов / под ред. Н.В. Гордийчука. М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. С. 143-149.

Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 68-77.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2014 г. N 1041н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медиации (медиатор)" (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/70843342/

Скибицкий Э.Г., Скибицкая И.Ю., Фадейкина Н.В. Медиация и подготовка слушателей к ее проведению на основе профессиональных стандартов // Сибирская финансовая школа. 2017. № 3 (122). С. 82-101.

Смолянинова О.Г., Иванов Н.А. Гуманитаризация профессиональной подготовки будущих педагогов-медиаторов как междисциплинарная проблема // Медиация в образовании: поликультурный контекст : материалы III Междунар. конф. Красноярск, 27–29 сентября 2021 г. / под общ. ред. О.Г. Смоляниновой. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2022. С. 193-198.

Соколков Е.А., Буланкина Н.Е. Методология культурного самоопределения формирующейся личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления. М.: КД Университет, 2017. 327 с.

Телегина В.А. Значение нравственных начал в становлении и развитии института медиации в России // Вестник СГЮА. 2015. № 1 (102). С. 95-99.

Франц А.С., Зыбина О.О. Интеллигентность как нравственная предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический аспект) // Образование и наука. 2012. № 3. С. 63-73.

Чернышева Е.В. Золотая Орда: социальное новаторство и медиативное восприятие // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. 2018. № 5. С. 212-220.

Чернякова Н.С. Гуманитарная образованность как качество личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-3. С. 59-71.

Шамликашвили Ц.А. Медиация — современный метод внесудебного разрешения споров. М.: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2017. 77 с.

Яркова Е.Н. Медиация и нравственная культура общества // Антиномии. 2018. № 2. С. 40- 54.

Smolyaninova O.G., Ivanov N.A., Podusova N.S. Humanitarization of university training by means of mediation: problem statement // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 14 (9). P. 1308-1321.

Published

2022-05-15

How to Cite

1.
Smolyaninova OG, Ivanov NA. Meditative culture as a component of the humanitarian consciousness of the individual. УО [Internet]. 2022 May 15 [cited 2024 Nov. 21];12(3):59-6. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/360

Most read articles by the same author(s)