Особенности формирования и оценки медиативной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации образования (на примере Енисейской Сибири)
DOI:
https://doi.org/10.25726/n5102-4231-9468-vКлючевые слова:
медиативная компетентность педагога, медиативная культура педагога, цифровая трансформация образования, регионализация образования, межэтнический конфликт, кибербуллингАннотация
В статье представлено теоретическое и эмпирическое обоснование проблематики формирования и оценки медиативной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации и с учетом поликультурных особенностей макрорегиона Енисейской Сибири. Представлены примеры авторских кейсов по межэтническим конфликтам в образовании, с учетом региональных факторов образовательной деятельности (на примере Енисейской Сибири) как средства формирования и оценивания медиативной компетентности. Предложена модель авторского курса повышения квалификации «Медиативная культура педагога» как средства формирования и оценивания медиативной компетентности практикующих специалистов в образовании и студентов педагогических, психолого-педагогических направлений. Описаны методология и результаты анкетирования педагогических работников и студентов – будущих педагогов регионов Енисейской Сибири, направленного на оценку медиативной культуры и медиативной компетентности в контексте поликультурности и цифровизации социума. Исследование выполнено при финансовой поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научного проекта «Модель формирования медиативной компетентности педагогов в условиях поликультурного социума Енисейской Сибири», код заявки № 2022103008985 (КФ-920).
Библиографические ссылки
Бучек А.А. Этнопсихологические исследования «малых» народов северо-востока России // Люди великого долга: материалы междунар. ист. XXVI Крашенинник. чтений. ПетропавловскКамчатский, 2009. С. 26-33.
Бывшев В.И., Пантелеева И.А., Усков Д.И., Писарев И.В., Торточакова Т.С. Анализ уровня цифровизации регионов Арктической зоны Российской Федерации в преддверии реализации Стратегии развития Арктической зоны // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2022. № 1. С. 78-92.
Винокурова У.А. Коренные народы Сибири: могут ли они ответить на вызовы XXI века? // Знание. Понимание. Умение. 2015. №2. С. 105-117.
Григорян Д.К., Ароян А.С., Веренич И.Г. Межэтнические конфликты: типы, содержание и пути преодоления // Философия права. 2018. № 3 (86). С. 123-127.
Дядик Н.В., Чапаргина А.Н. Цифровизация в образовании и территориальная удалённость в российской Арктике: проблемы и перспективы // Арктика и Север. 2021. № 43. С. 144–160.
Емельяненко В. ВЦИОМ: Более 80% россиян высоко оценивают межнациональные отношения // Российская газета. https://rg.ru/2021/02/18/vciom-bolee-80-rossiian-vysoko-ocenivaiutmezhnacionalnye-otnosheniia.html
Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и работа медиатора в конфликте// Психология и право. 2012. Том 2. № 4. https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n4/56612
Копцева Н.П. Проведение экспериментального прикладного культурного исследования межкультурной коммуникации: фокус-группы, личное интервью, анкетирование, получение экспертного мнения (на материале исследования Красноярского края) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. https://science-education.ru/ru/article/view?id=9089
Павлов С.М. Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера (на материале исследования младших школьников ханты, лесных ненцев): дис. ... канд. псих. наук. Москва, 2001. 220 c.
Пантелеева И.А. Визуализация концепта "сибирский этнос" в творчестве красноярского художника Константина Войнова // Известия БГУ. 2018. № 2. С. 325-333.
Рыжова Н.И., Громова О.Н. Актуализация медиационной деятельности специалистов социально-образовательной сферы в условиях цифровизации // ЧиО. 2021. № 2 (67). С. 24-31.
Рябова М.А. Специфика образа мира представителей коренных малочисленных народов Севера юношеского возраста: дис. … канд. псих. наук. Хабаровск, 2020. 160 с.
Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями на 6 декабря 2018 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902387360
Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (с изменениями на 27 февраля 2023 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/566091182
Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745 "О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России" // Официальный интернет-портал правовой информации. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115
Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 “Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года” // Гарант.ру: информационноправовой портал. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74094369/
Шуренкова С.С. Медиация в культуре регулирования межнациональных отношений в современном российском обществе: дис. ... канд. соц. наук. Майкоп, 2017. 181 с.
Щеголькова Е.Ю. Межэтнические отношения в оценках россиян: социологический анализ // Мониторинг. 2020. № 4 (158). С. 499-520.
Этническая история народов Красноярского края: библиографический указатель / науч. ред. Р.Г. Рафиков, сост. Т.П. Медведева, ред. Ю.Н. Шубникова. Красноярск: ООО «ИПЦ «КаСС», 2006. 208 с.