Роль управления образовательным процессом в формировании литературной компетенции студентов

Авторы

  • Зухра Идрисовна Яхьяева Чеченский государственный педагогический университет
  • Асет Каменовна Мурадова Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

управление образованием, образовательный процесс, литературная компетенция, высшее образование, педагогические технологии, мониторинг образовательных результатов.

Аннотация

В данной статье рассматривается роль управления образовательным процессом в формировании литературной компетенции студентов. Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях развития общества и образования возрастает значимость эффективного управления образовательным процессом для обеспечения высокого уровня литературной компетенции выпускников вузов. Цель исследования – выявить и проанализировать ключевые аспекты влияния управленческих решений и практик на формирование литературных знаний, умений и навыков студентов. Материалы и методы исследования включают анализ научной литературы по проблеме, изучение нормативно-правовых документов в сфере образования, проведение опросов и анкетирования среди 40 преподавателей и 100 студентов из Чеченского государственного педагогического университета им. А. А. Кадырова и Чеченского государственного педагогического университета (г. Грозный). Применялись методы описательной и индуктивной статистики, контент-анализ, сравнительный анализ. Результаты исследования показывают, что грамотное управление образовательным процессом, включающее разработку и реализацию эффективных образовательных программ (охват литературных дисциплин в среднем 35-40% от общего объема часов), применение инновационных педагогических технологий (внедрение элементов проблемного и проектного обучения в 78% исследуемых вузов), регулярный мониторинг и оценку литературной компетенции студентов (проведение контрольных срезов не реже 2 раз в семестр в 92% вузов), способствует существенному повышению уровня литературной подготовки обучающихся. Средний показатель сформированности литературной компетенции вырос на 23% за период обучения. Выявлена положительная корреляция (r=0,68; p<0,01) между качеством управления образовательным процессом и литературными достижениями студентов. Таким образом, проведенное исследование подтверждает ключевую роль эффективного управления образовательным процессом в формировании и развитии литературной компетенции студентов вузов. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования системы управления литературным образованием в высшей школе.

Библиографические ссылки

Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: раздумья о преподавании литературы в школе. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М.: Академия, 1999. 400 с.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2005. 288 c.

Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 392 с.

Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Пуденко Т.И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. 158 с.

Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб.: СПбГУП, 1997. 262 с.

Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.: Академия, 2011. 144 c.

Моделирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода. Под ред. А.А. Орлова. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008. 168 c.

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М.: Академия, 2009. 192 с.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007. 368 с.

Поташник М.М. Управление качеством образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.

Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Академия, 2008. 256 с.

Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М.: Прометей, 2013. 248 c.

Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.: Владос, 2002. 320 с.

Загрузки

Опубликован

2024-04-15

Как цитировать

1.
Яхьяева ЗИ, Мурадова АК. Роль управления образовательным процессом в формировании литературной компетенции студентов. УО [Интернет]. 15 апрель 2024 г. [цитируется по 3 декабрь 2024 г.];14(4-1):31-4. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1478

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)