Особенности изображения пейзажа в художественном тексте на примере романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «The Great Gatsby»
DOI:
https://doi.org/10.25726/e3535-4507-4694-iКлючевые слова:
пейзаж, описание природы, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, роман «Великий Гэтсби», характеристика персонажейАннотация
В настоящей работе рассматриваются особенности изображения пейзажа в художественном тексте на примере романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Данное литературное произведение, созданное в 20-е годы ХХ века, представляет собой уникальный образец, в котором пейзаж играет существенную роль в раскрытии образов персонажей и основной идеи произведения. В рамках исследования нами были проанализированы отрывки романа, где описываются пейзажи, а также процитированы наиболее яркие и выразительные фрагменты. Было выявлено, что описания природы используются автором для передачи настроения героев и подчеркивания различий между ними. Так, для главного героя Джея Гэтсби характерен восторг перед роскошными садами его усадьбы, тогда как Том Бьюкенен демонстрирует пренебрежение к окружающей среде. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что Фицджеральд мастерски использует пейзажи для создания атмосферы произведения и раскрытия внутреннего мира персонажей посредством их взаимодействия с окружающей средой. Данный прием позволяет считать роман выдающимся образцом художественного описания пейзажа. Для более наглядной демонстрации изложенных выше положений приведем несколько выдержек непосредственно из романа Фицджеральда с дальнейшим их анализом.
Библиографические ссылки
Горбунов А.Н. Романы Френсиса Скотт Фицджеральда. Отв. ред. А.А. Елистратова. М.: Наука, 1974. 152 с.
Иткина Н.Л., Роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»: композиция, герой, образный строй // Эстетические проблемы американской литературы XIX-XX веков: пособие по аналитическому чтению. М.: 2002. C. 88-133. URL: http://fitzgerald.narod.ru/critics-rus/itkina-gatsby.html
Миндельсон Ю.М. Творческий путь Ф.С. Фицджеральда // Проблемы литературы США ХХ века. М., 1970. С. 163-220.
Нефедова О.И. Миф и реальность в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» // Сборник материалов Первой межвузовской научно-практической конференции. Московский государственный областной университет. Москва. 2017. С. 132-137.
Савинич С.С., Роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»: парадоксы Американской мечты // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». 2017. Вып. 4. С. 150-154.
Толмачев В.М. Композиционное своеобразие «Великого Гэтсби» Ф.С. Фицджеральда // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9: Филология. 1982. № 4. URL: http://fitzgerald.narod.ru/critics-rus/tolmachev-kompozic.html
Усманова А. Особенности сюжета и композиции в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» // Русская и сопоставительная филология: взгляд молодых. Казань, 2003. С. 198-203. URL: http://fitzgerald.narod.ru/critics-rus/usmanova.html
Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби: Роман. Пер. с англ. Е. Калашниковой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. 256 с.
Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби // пер. с английского Е.Д. Калашниковой. М.: Эксмо, 2019. 256 с.
Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби // пер. с английского С. Алукард. М.: Издательство АСТ, 2019. 256 с.
Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби // пер. с английского С. Ильина. М.: Эксмо, 2019. 256 с.
Фицджеральд Ф.С. Отзвуки Века Джаза. пер. с англ. А. Зверева // Портрет в документах: художественная публицистика. М., 1984. С. 39-48.
Barrett L. 'Material Without Being Real': Photography and the End of Reality in The Great Gatsby // Studies in the Novel. Winter. 1998. Vol. 30. Is. 4. P. 540-557.
Dessner L.J. Photography and The Great Gatsby // Critical Essays on F. Scott Fitzgerald's The Great Gatsby. ed. Scott Donaldson. Boston, Mass.: G.K. Hall, 1984. P. 175-186.
Reynolds G. Introduction // Fitzgerald F.S. The Great Gatsby. Hertfordshire: Wordswarth Editions, 2001. P. V-XXII.