Концепция исследования рецепции творчества русских классиков в современной зарубежной литературе в условиях высшей школы
Ключевые слова:
русская классическая литература, рецепция, современная зарубежная литература, интертекстуальность, высшая школа, управление образованиемАннотация
В настоящей статье представлены результаты исследования рецепции творчества русских классиков в современной зарубежной литературе в условиях высшей школы. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью осмысления роли русской классической литературы в мировом литературном процессе и ее влияния на формирование эстетических и мировоззренческих установок современных зарубежных писателей. Цель исследования – выявить особенности восприятия и интерпретации произведений русских классиков в контексте современной зарубежной литературы и определить эффективные методы изучения данной проблематики в рамках образовательного процесса в высшей школе. Материалы и методы исследования включают в себя анализ литературных произведений зарубежных авторов XXI века, в которых прослеживается влияние русской классической литературы, а также опрос студентов и преподавателей зарубежных вузов, направленный на выявление их отношения к творчеству русских классиков и степени знакомства с ним. В ходе исследования применялись методы сравнительно-исторического, типологического и интертекстуального анализа, а также социологические методы анкетирования и интервьюирования. Результаты исследования показали, что творчество русских классиков, таких как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.С. Тургенев и др., по-прежнему вызывает значительный интерес у зарубежных читателей и оказывает существенное влияние на современный литературный процесс. В произведениях ряда современных зарубежных авторов, в частности, Дж. М. Кутзее, О. Памука, Х. Мураками, М. Уэльбека и др., обнаруживаются многочисленные аллюзии, реминисценции и интертекстуальные связи с произведениями русских классиков. Опрос студентов и преподавателей зарубежных вузов выявил высокий уровень знакомства с творчеством русских писателей и заинтересованность в его дальнейшем изучении. Вместе с тем исследование показало необходимость совершенствования методов преподавания русской литературы в зарубежной аудитории с учетом культурных и языковых различий.
Библиографические ссылки
Аристова М.А. Русская литература в мировом литературном процессе: учебное пособие. М.: Флинта, 2017. 248 с.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 320 с.
Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988. 448 с.
Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. М.: Прогресс, 1977. 229 с.
Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л.: Наука, 1979. 495 с.
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: пос. для студ. высш. учеб. зав. В 2-х т. Т. 2: 1968-1990. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 688 с.
Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб: Искусство-СПБ, 1997. 848 с.
Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. 359 с.
Нусинов И.М. История литературного героя. М.: Художественная литература, 1958. 539 с.
Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. 271 с.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс, 1995. 624 с.
Bock I. Chekhov on the german stage. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 308 p.
Dostoevsky and the Twentieth Century. Ed. by M.V. Jones. Nottingham: Astra Press, 1993. 235 p.
Jackson R.L. Dostoevsky and the Modern World // Dostoevsky Studies. 1985. Vol. 6. рр. 115-132.
Maguire M. Stalin's ghosts: gothic themes in early soviet literature. Oxford: Peter Lang, 2012. 412 p.