Формирование профессиональных компетенций в электронной информационнообразовательной среде вуза

Авторы

  • Ильгар Джаби оглы Алекперов Южный университет (Институт Управления, Бизнеса и Права)
  • Елена Сергеевна Баланкина МИРЭА - Российский технологический университет
  • Александр Игоревич Гурниковский Южный федеральный университет
  • Рената Юрьевна Гурниковская Южный федеральный университет
  • Юлия Дмитриевна Кулешова Московский государственный областной университет
  • Татьяна Валерьевна Усачева Академия гражданской защиты МЧС России

DOI:

https://doi.org/10.25726/e4604-3136-4726-k

Ключевые слова:

Электронная информационно-образовательная среда, образовательный процесс, веб-сервисы, образовательные ресурсы, профессиональные компетенции, компетентностный подход в образовании, теория продуктивного обучения

Аннотация

Данная статья описывает опыт создания информационно-образовательной среды вуза, позволяющей получить сравнительно более  качественные, чем при реализации традиционно классноурочной системы обучения, результаты обучения дискретной математике с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и программных специализированных продуктов. В рамках исследования проведен педагогический эксперимент по формированию профессиональных компетенций студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования – бакалавриата по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (далее — студентов) посредством создания локальной информационно-образовательной среды на базе технического вуза в рамках курса «Дискретная математика». Курс разрабатывался с учетом того факта, что основная образовательная программа, включающая данный курс, сформирована в рамках компетентностного подхода, что соответствует требованиям современных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Авторами статьи выделен спектр профессиональных компетенций, находящихся в фокусе данного эксперимента в силу заинтересованности потенциальных работодателей в обладании данными компетенциями выпускниками образовательных программ. В 2021 2022 учебном году cпроектирована (модифицирована традиционная классно-урочная технология) и реализована технология обучения, которая создает ситуации включения студентов в разные виды деятельности активного и интерактивного характера. При этом студенты совместно с преподавателями активно формируют мобильную личностноориентированную образовательную среду, становясь, таким образом, активными участниками создания электронной информационно-образовательных среды, соответствующий современным тенденциям развития образования в направлении «Образование 3.0». Концепции и технологии личностноориентированного подхода положены в основу построения ИОС. Построенная информационнообразовательная среда способствует подготовке специалистов, способных к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, развитию не только стандартных навыков, но умению справляться с различными ситуациями, работая в команде, выполнению совместных проектов, действиям с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью.

Библиографические ссылки

Алисултанова Э.Д., Моисеенко Н.А. Информационно-образовательная среда формирования профессиональной компетентности будущего инженера // Известия ДГПУ. Психологопедагогические науки. 2011. №3. С. 91-95.

Гагарина Д.А. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как средство формирования гуманитарной составляющей образования // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2009. №3. С. 122-127.

Гурниковская Р.Ю. Информационно-образовательная среда общенаучной подготовки студентов гуманитарных специальностей: диссертация канд. пед. наук: 13.00.08 РГПУ, Ростов-на-Дону, 2006 — 230 с.

Еремина И.И. Формирование информационно-коммуникационной компетенции субъектов образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды вуза // Научный диалог. 2012. №1. С. 162-169.

Иванова О.Ю., Кутузова З.Ю., Кутузов А.В. Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 08. С. 20-29.

Мовчан И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения // ЭС и К. 2015. №3 (28). С. 55-58.

Садовая В.В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы в информационно-образовательной среде // КПЖ. 2013. №2 (97). С. 27-32.

Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образованиябакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 19 сентября 2017 г. N 1427 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии). https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/090302_B_3_17102017.pdf.

Цапенко В.Н. Информационная образовательная среда как эффективное средство формирования профессиональной компетентности в условиях технического вуза // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №1. С. 148-151.

Загрузки

Опубликован

2022-04-15

Как цитировать

1.
Алекперов ИДо, Баланкина ЕС, Гурниковский АИ, Гурниковская РЮ, Кулешова ЮД, Усачева ТВ. Формирование профессиональных компетенций в электронной информационнообразовательной среде вуза. УО [Интернет]. 15 апрель 2022 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];12(3):20-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/354

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>