О применении математических методов и моделей к конструированию учебного процесса
DOI:
https://doi.org/10.25726/q8944-3290-4194-x%20Ключевые слова:
теория графов, проектирование и оптимизация образовательного процесса с использованием математических методовАннотация
Математические методы и модели успешно применяются в различных областях, включая инженерию, экономику и социальные науки. Применение математических методов и моделей к проектированию образовательного процесса является логическим продолжением этой тенденции. Исследование посвящено использованию блочно-модульного подхода при проектировании учебного процесса. Модули взаимосвязаны и образуют основу целостного образовательного процесса. Такой подход позволяет гибко проектировать образовательные программы, которые можно адаптировать к потребностям разных групп обучающихся. При проектировании учебного процесса применялась математическая теория графов. Учебный процесс ассоциировался с графом, в котором каждый модуль является узлом, а связи между модулями представлены ребрами. Этот подход позволил анализировать образовательный процесс целостно и выявить потенциальные недостатки процесса на этапе проектирования. Предлагаемая модель образовательного процесса, разработанная с использованием блочно-модульного подхода и математической теории графов позволила создать оптимальные образовательные программы, учитывающие уровень развития обучающихся, негативные факторы, которые могут повлиять на результаты их обучения. Модель может быть использована не только для разработки и анализа рабочих программ, но и для оценки качества образования. Качественные и количественные оценки модели могут быть использованы контролирующими подразделениями высших учебных заведений для обеспечения соответствия образовательных программ необходимым требованиям.
Библиографические ссылки
Голуб Е.В. Математические методы в управлении образованием // Проектирование и технология электронных средств обучения. 2014. № 3 (39). С. 23–32.
Григорьева Е.Ю. Математические методы и модели в управлении образовательной организацией // Научный журнал «Инновационная экономика и управление». 2022. Т. 1. № 3. С. 12–16.
Исакова Е.В., Жуковский Е.С. Математические методы в организации учебного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2021. № 1. С. 19–21.
Коваленко И.Н., Борисова Т.В. Математические модели и методы в управлении качеством образовательных услуг // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2013. № 1-1. С. 186–192.
Лапыко Т.П., Тонких А.П., Данилова Т.В. Управленческие аспекты образовательной деятельности преподавателя вуза // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3(39). С. 57- 65.
Петрушин В.Г. Моделирование учебного процесса в техническом вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4. С. 150–156.
Романов С.Н. Моделирование и оптимизация учебного процесса на основе математических методов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 5. С. 120– 123.
Смолянинова О.В. Применение математических методов в процессе обучения вычислительной математике // Информатика и образование. 2019. Т. 23. № 3. С. 83–87.
Шишов В.В. Применение математических методов и моделей в обучении дискретной математике // Информатика и образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 110–116.