Трансформация педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений в эпоху цифровизации образовательной сферы

Авторы

  • Александр Игоревич Гурниковский Южный федеральный университет
  • Рената Юрьевна Гурниковская Южный федеральный университет
  • Мария Юрьевна Осипова Московская школа имени Петра Капицы
  • Виктория Сергеевна Ляшенко МИРЭА — Российский технологический университет
  • Наталья Николаевна Шадрина Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана; Московский политехнический университет
  • Игорь Михайлович Тарарин Государственный университет управления

DOI:

https://doi.org/10.25726/j0169-3689-1151-s

Ключевые слова:

цифровизация образования, педагогическая деятельность преподавателей высших учебных заведений

Аннотация

В данной статье рассматривается тема глобальных изменений в педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений в условиях стремительной цифровизации образования. Авторы исследовали трансформацию педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений в условиях цифровизации в мировом масштабе, а также последствия этих изменений в высшей школе. В статье представлены результаты исследования, посвященного отношению преподавателей вузов к происходящим изменениям в образовании и ключевым вызовам, с которыми они сталкиваются в процессе цифровизации. Изучаются основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели вузов в условиях цифровизации образования. Для решения проблем в статье предлагается несколько основных направлений их преодоления. Рассматриваются вопросы разработки образовательных программ и учебных планов, включения продуктивной самостоятельной работы в образовательный процесс и эффективной коммуникации со студентами в цифровой среде. Статья может иметь интерес для руководителей и преподавателей высших учебных заведений, а также широкой аудитории профессионалов сферы образования на всех его уровнях в наступившей эпохе «Четвертой промышленной революции». Перед преподавателями вузов стоит задача трансформации своих ментальных моделей профессиональной деятельности, на которые глубокое влияние оказывают их ценностные ориентации, отношения в образовательной среде, ожидания от ведения профессиональной деятельности, социальные установки и реальные действия, которые они предпринимают в рамках своих профессиональных обязанностей и, самое главное, – отношение к этим изменениям.

Библиографические ссылки

Алекперов И.Д., Баланкина Е.С., Гурниковский А.И., Гурниковская Р.Ю., Кулешова Ю.Д., Усачева Т.В. Элементы общепрофессиональной подготовки в вузе в рамках нелинейной информационно- образовательной среды // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 2. C. 57-66.

Алекперов И.Д., Баланкина Е.С., Гурниковский А.И., Гурниковская Р.Ю., Кулешова Ю.Д., Усачева Т.В. Формирование профессиональных компетенций студентов в электронной информационно-образовательной среде вуза // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3. C. 10-22.

Высоцкая П.А., Гурниковский А.И., Гурниковская Р.Ю., Кулешова Ю.Д., Осипова М.Ю., Самосудова Л.В. Рабочие модели обучения профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений цифровым навыкам // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4. C. 180-191.

Гурниковская Р.Ю. Информационно-образовательная среда общенаучной подготовки студентов гуманитарных специальностей // диссертация канд. пед. наук: 13.00.08 РГПУ. Ростов-на-Дону. 2006. С. 230.

Демидова Т.Е., Тонких А.П. Реализация компетентностного подхода в вузе // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы: сборник материалов: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции преподавателей педагогических учебных заведений: программы учебных дисциплин, специальных курсов и семинаров для студентов педагогических вузов и колледжей, обеспечивающие подготовку к работе по Образовательной системе "Школа 2100". Москва: ООО "Баласс"; Издательский Дом РАО, 2007. С. 36-39.

Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. Волгоград. Перемена, 1994. 152 с.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчетк III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». Корпоративный университет Сбербанка. Москва: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка». 2018. 122 с.

Gurnikovskaya R.U. , Gurnikovskiy A. I., & Kuleshova Yu.D. (2022). The Possibilities Of Information And Educational Environment At A Technical University. ISCKMC 2022 International Scientific Congress «KNOWLEDGE, MAN AND CIVILIZATION». The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, Vol. 129, Pp. 515 - 521. https://doi.org/10.15405/epsbs.2022.12.65

Загрузки

Опубликован

2023-10-15

Как цитировать

1.
Гурниковский АИ, Гурниковская РЮ, Осипова МЮ, Ляшенко ВС, Шадрина НН, Тарарин ИМ. Трансформация педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений в эпоху цифровизации образовательной сферы. УО [Интернет]. 15 октябрь 2023 г. [цитируется по 1 ноябрь 2024 г.];13(10-1):63-74. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1077

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>