Вербальная репрезентация концепта «болезнь» в англоязычных художественных произведениях
Ключевые слова:
концепт «болезнь», англоязычная литература, лингвоконцептология, интерпретация текста, развитие эмпатии, литературная медицина, языковое образование.Аннотация
Данная статья посвящена изучению вербальной репрезентации концепта «болезнь» в англоязычной художественной литературе и ее роли в образовательном процессе. Цель исследования: выявить ключевые языковые средства, используемые для раскрытия данного концепта, и проанализировать их потенциал для развития критического мышления и эмпатии у обучающихся. Методология работы включает комплексный лингвистический анализ релевантных текстовых фрагментов из 20 англоязычных романов XX-XXI веков, а также педагогический эксперимент с участием 50 студентов филологических специальностей. Результаты демонстрируют, что концепт «болезнь» вербализуется через широкий спектр лексико-семантических и стилистических средств, таких как медицинская терминология, метафоры, эвфемизмы и др. Включение отобранных фрагментов в учебные материалы способствует углублению понимания студентами многоаспектности феномена болезни, развитию у них навыков смыслового чтения и интерпретации текста. Кроме того, работа с «болезненными» нарративами оказывает положительное влияние на эмоциональный интеллект обучающихся, их способность к сопереживанию и осмыслению экзистенциальных вопросов. Полученные данные открывают перспективы для внедрения «литературной медицины» в практику преподавания английского языка и литературы в вузе.
Библиографические ссылки
Barnard D. Chronic illness and the dynamics of hoping. Eds. by S.K. Toombs, D. Barnard, R.A. Carson // Chronic Illness: from experience to policy. Bloomington: Indiana University Press, 1995. pp. 38-57
Bonnanno G.A. Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely aversive events? // American Psychologist. 2004. № 59(1). рр. 20-28.
Charon R. Narrative medicine: honoring the stories of illness. Oxford: Oxford University Press, 2006.
Charteris-Black J., Seale C. Gender and the Language of Illness. L.: Palgrave Macmillan, 2010.
Clow B. Who's afraid of susan sontag? Or the myths and metaphors of cancer reconsidered. Social history of medicine. 2001. № 14(2). рр. 293-312.
Frank A.W. The Wounded storyteller: body, illness, and ethics. Chicago: University of Chicago Press, 1995.
Hawkins A.H. Reconstructing Illness: Studies in Pathography // West Lafayette: Purdue University Press. 1999.
Hydén, L.C. Illness and narrative // Sociology of Health & Illness, 1997. № 19(1). рр. 48-69.
Jurecic A. Illness as narrative. Pittsburgh : University of Pittsburgh Press, 2012.
Kleinman A. The Illness narratives: suffering, healing, and the human condition. NY: Basic Books, 1988.
Kövecses Z. Metaphor and emotion: language, culture, and body in human feeling. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.
Mishler E.G. The discourse of medicine: dialectics of medical interviews. Norwood, NJ: Ablex, 1984.
Sontag S. Illness as Metaphor. NY: Farrar, Straus and Giroux, 1978.
Toombs S.K. The Meaning of illness: a phenomenological account of the different perspectives of physician and patient. Dordrecht: Kluwer, 1992.
Weston W.W. Teaching literature to medical students and residents. Eds. by P. Blessinger, J.M. Carfora // Innovations in higher education teaching and learning. Vol. 15. Emerald Publishing Limited, 2018. pp. 19-35.