Лингвистические особенности текста и методика проведения работы над текстом на уроках родного и иностранного языков в современной средней школе

Авторы

  • Луиза Рамзановна Сардалова Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
  • Барият Абусупьяновна Хазуева Чеченский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/r4553-9209-4797-z

Ключевые слова:

текст, лингвистика текста, языковая подготовка учащихся, целостность текста

Аннотация

Статья посвящена лингвистическим особенностям текста и методике проведения работы над текстом на уроках родного и иностранного языков в современной средней школе. Авторы отмечают, что основной задачей школьного курса языка является улучшение языковой подготовки учащихся, формирование умений продуктивной и творческой речевой деятельности. Формирование речевых умений, как и другие практические учебные задания, требуют прочной теоретической базы. Ею должны стать введенные в школьную программу важнейшие сведения по теории текста. Самым элементарным и главным требованием текста является содержательная связь между предложениями. Каждый текст, освещая какую-то тему, содержит в себе определенный объем фактических данных, определенную информацию. Текст создаётся ради передачи информации, ведь любое высказывание призвано выполнять определенные коммуникативные задачи. Самые главные из них – общение, сообщение, воздействие на адресата, к которому обращается говорящий. Таким образом, работа над связной речью и над развитием логического мышления осуществляется постепенно, на протяжении всех лет обучения. Однако на каждом этапе должно быть обеспечено единство двух направлений, требующих противоположных логических операций – анализа и синтеза.

Библиографические ссылки

Барт Р. Лингвистика текста // НЗЛ. Вып. 8. Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978. С. 442-449.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1974. 448 с.

Гальперин И.Р. Об анализе языка и стиля писателя // Язык и стиль писателя в литературно-критическом анализе художественного произведения / Под ред. Г. В. Степанова. Кишинев: Штиинца, 1977. С. 13-24.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 139 с.

Гиндин С.И. Что такое текст и лингвистика текста // Аспекты изучения текста: сб. науч. тр. М.: Изд-во УДН, 1981. С. 25-32.

Гончарова Е.А. Текст – дискурс – стиль // Studia Linguistica XIII. Когнитивные и коммуникативные функции языка: сборник статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. С. 96-103.

Долинин К.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1985. 288 с.

Иргашева Т. Г. Лингвистика текста в школе. Абакан, 2011. 152 с.

Лосева Л. М. Как строится текст: пособие для учителей / под ред. Г. Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. 96 с.

Львов М.Р., Руднев В. Н. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Русский язык и культура речи: учебное пособие. 6-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2016. 252 с.

Садченко Т. В. Текст как объект лингвистической семиотики // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №5. Вып. 29. С. 104-111.

Загрузки

Опубликован

2022-12-15

Как цитировать

1.
Сардалова ЛР, Хазуева БА. Лингвистические особенности текста и методика проведения работы над текстом на уроках родного и иностранного языков в современной средней школе. УО [Интернет]. 15 декабрь 2022 г. [цитируется по 16 май 2024 г.];12(12):171-7. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/724

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)