Медиативная культура как компонент гуманитарного сознания личности
DOI:
https://doi.org/10.25726/t4036-5809-0533-cКлючевые слова:
медиативная культура, гуманитарный дискурс, гуманитарное сознание личности, экзистенциальное мировоззрениеАннотация
Целью исследования, представленного в статье, явилось выявление и обоснование сущностных характеристик медиативной культуры как компонента гуманитарного сознания. Разработана и описана структурно-логическая модель медиативной культуры как части общей культуры личности. Конкретизировано определение медиативной культуры в гуманитарном образовательном дискурсе, что определяет теоретическую значимость данной работы. Ведущая идея исследования состоит в выдвинутом и доказанном авторами суждении, что медиативная культура как элемент личностной структуры может быть эксплицирована через характеристики экзистенциального мировоззрения и интеллигентность как наивысшую форму их проявления. Исследование выполнено при финансовой поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научного проекта «Разработка пропедевтической модели образовательной поликультурной медиации для регионов Енисейской Сибири и Крайнего Севера», код заявки 2021102307858 (КФ-863).
Библиографические ссылки
Балаев Р.С. Экзистенциальная безопасность личности в условиях сетевых войн: дис. ... канди. филос. наук. Ставрополь, 2016. 161 с.
Гафнер К.Е. Медиация как социо-коммуникативная технология конфликторазрешения: дис. ... канд. cоциол. наук. Санкт-Петербург, 2019. 286 с.
Демин А.Д. К вопросу об определении медиативной культуры // Медиация в образовании: поликультурный контекст : материалы III Междунар. конф. Красноярск, 27–29 сентября 2021 г. / под общ. ред. О. Г. Смоляниновой. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2022. С. 99-101.
Дунаева И.С. Формирование медиативной культуры в современном российском обществе: Mediation Skills // Медиация в современном образовательном пространстве: электронный сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. П.А. Сергоманов, И.И. Манина, Т.А. Попова. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2020. С. 90-95.
Елисеев Д.Б. Роль медиации в разрешении правовых конфликтов: теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2013. 199 с.
Иванов М.А. Техническое сознание и гуманитарное знание в образовании // Московский экономический журнал. 2022. № 2. С. 581-593.
Карягина О.В. Эволюция идей примирения и посредничества при разрешении правовых конфликтов в государственно-правовых учениях XIX - XX вв. : дис. ... канд. юрид. Белгород, 2013. 156 с.
Келеман Л.А.Интеллигентность: антропологический статус и манифестация в современном мире : дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2006. 386 с.
Кисляков П.А. Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу // Экология человека. 2017. № 4. С. 42-50.
Купцова О.В., Швецова А.А. Принципы медиации как выражение нравственных начал посредничества в Российской Федерации // Научный аспект. 2016. № 2. С. 56-60.
Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 1. С. 121-130.
Мамедова Л.В., Хороших П.П., Сергиевич А.А., Гудков Ю.Э. Роль педагога-медиатора в инклюзивной среде общеобразовательной школы // Педагогика и просвещение. 2016. № 3. С. 249-254. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.3.20247
Митрошенков О.А. История и философия науки : учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2018. 267 с.
Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальная антропология как антропология образования // Дискурс-Пи. 2018. № 2 (31). С. 133-139.
Ножичкина Л.В. Медиативная культура: трансформация мировоззрения педагога как ресурс создания безопасной образовательной среды // Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации: сборник материалов / под ред. Н.В. Гордийчука. М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. С. 143-149.
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 68-77.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2014 г. N 1041н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медиации (медиатор)" (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/70843342/
Скибицкий Э.Г., Скибицкая И.Ю., Фадейкина Н.В. Медиация и подготовка слушателей к ее проведению на основе профессиональных стандартов // Сибирская финансовая школа. 2017. № 3 (122). С. 82-101.
Смолянинова О.Г., Иванов Н.А. Гуманитаризация профессиональной подготовки будущих педагогов-медиаторов как междисциплинарная проблема // Медиация в образовании: поликультурный контекст : материалы III Междунар. конф. Красноярск, 27–29 сентября 2021 г. / под общ. ред. О.Г. Смоляниновой. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2022. С. 193-198.
Соколков Е.А., Буланкина Н.Е. Методология культурного самоопределения формирующейся личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления. М.: КД Университет, 2017. 327 с.
Телегина В.А. Значение нравственных начал в становлении и развитии института медиации в России // Вестник СГЮА. 2015. № 1 (102). С. 95-99.
Франц А.С., Зыбина О.О. Интеллигентность как нравственная предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический аспект) // Образование и наука. 2012. № 3. С. 63-73.
Чернышева Е.В. Золотая Орда: социальное новаторство и медиативное восприятие // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. 2018. № 5. С. 212-220.
Чернякова Н.С. Гуманитарная образованность как качество личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-3. С. 59-71.
Шамликашвили Ц.А. Медиация — современный метод внесудебного разрешения споров. М.: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2017. 77 с.
Яркова Е.Н. Медиация и нравственная культура общества // Антиномии. 2018. № 2. С. 40- 54.
Smolyaninova O.G., Ivanov N.A., Podusova N.S. Humanitarization of university training by means of mediation: problem statement // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 14 (9). P. 1308-1321.