Устойчивое развитие вуза в условиях глобализационных процессов
DOI:
https://doi.org/10.25726/o6761-0763-6252-dКлючевые слова:
вуз, устойчивое развитие, высшее образование, глобализацияАннотация
Высокий профессионализм, эффективность восприятия новаций, ответственность за результаты своей деятельности, возможность самосовершенствования являются требованиями, которые выдвигает развитие научно-технического прогресса, что требует развития человека. Последнего требует увеличение доли совокупного работника в ВВП страны. Сейчас качественные параметры российской системы образования не позволяют должным образом осуществлять возложенные на нее функции, в частности способствовать обеспечению устойчивого развития. В статье исследованы проблемы развития образования в условиях демографического кризиса, интенсификации процессов евроазиатской интеграции и глобализации. Раскрыта роль образовательной сферы в обеспечении устойчивого социально-экономического развития. Обобщены научные подходы к трактовке качества образования, очерчен перечень ее составных частей. На основе проведенного анализа сделаны выводы о необходимости активизации инновационных технологий в учебной деятельности для достижения высокого качества образования и подготовки конкурентоспособных специалистов. Определены угрозы деформаций в обеспечении устойчивого социально-экономического и образовательного развития. Определено влияние отрицательных факторов на этот процесс. Предложены меры преодоления негативного влияния последних. Обоснована важность и необходимость усиления роли трансформированного образования в обеспечении устойчивого развития и интеграции, а также соблюдения принципов непрерывности, субсидиарности, готовности, взаимодействия, коммуникации, интеграции, направленности и предсказуемости.
Библиографические ссылки
Аржанова И. В., Воров А. Б. Потенциал экспорта образования ведущими российскими университетами // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 6-17. DOI 10.15826/ umj.2016.106.054
Беляков С.А., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в России и в мире// Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 26-34. DOI 10.15826/ umj.2016.106.056
Бирюков А. В. Интернационализация российского высшего образования// Мировая экономика и международные отношения. 2006. №.10. С. 76-83.
Гурьянчик В. Н. Исследование готовности к непрерывному образованию у курсантов военно-технического вуза // Вопросы теории и методики профессионального образования : материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского», Ярославль, 01-02 марта 2018 года / Под научной редакцией М.В. Новиков. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2018. С. 127-132.
Де Вит Х., Хантер Ф. Интернационализация высшего образования: переломный момент// Международное высшее образование. 2015. № 78. С.6-8.
Жданов В.П., Плюхин М.Ю., Приходько С.В. Управление развитием территорий. Как выполнять эту трудную работу: учебное пособие для повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. М.: Дело, 2019. 496 с.
Живица О.В., Сульчинская Э.Э. Формирование личностной готовности профессиональной деятельности в процессе обучения студентов по направлению «предпринимательство» // Роль бизнеса в трансформации общества: сборник материалов XV Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества — 2020». Ч. 1. М.: Университет «Синергия», 2020. С. 398—404.
Иноземцев В.Л. Современная глобализация и ее восприятие в современном мире // Век глобализации. 2008. № 1. С. 31—44.
Исаев В.А., Исаева М.В. Драйверы цифровизации и изменение рейтинга студентов при онлайн-обучении // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: традиции и инновации: материалы Международного научно-практического фестиваля, Иваново, 15—29 апреля 2020 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2020. С. 257—260.
Исаева М.В. Формы использования вебинаров в образовательном процессе и формирование специальной компетенции ППС в вузе // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы XI Международной научно-практической конференции. Москва, 28— 29 ноября 2016 года. М.: Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт, 2016. С. 43—45.
Кирьякова А.В. Аксиологические доминанты подготовки педагогов в университете// Педагогический журнал Башкортостана № 3(70), 2017. С. 11-19
Сидоров С.Г. Философия управления образованием: ценности и идеалы // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 1. С. 252-265.
Субетто А.И. Ноосферное образование в евразийском пространстве: ноосферно-евразийская парадигма фундаментализации непрерывного образования // Теоретическая экономика. 2016. № 3(33). С. 7-11.
Титова Л.Г., Юдин В.В. Концептуальные положения организации непрерывного образования. Ярославль, 2017. 26 с.
Deloitte (2019). What is Digital Economy? URL: https://www2. deloitte.com/mt/en/pages/technology/articles/mt-what-is-digital-economy.html