Роль межкультурной коммуникации в преподавании английского языка в вузах
DOI:
https://doi.org/10.25726/d4622-2592-7444-kКлючевые слова:
межкультурная коммуникация, преподавание английского языка, высшее образование, языковая компетенция, культурное разнообразие, глобализацияАннотация
В современном глобализированном мире, где межкультурные взаимодействия становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, роль межкультурной коммуникации в преподавании английского языка в высших учебных заведениях России приобретает особую значимость. Понимание культурной специфики и разнообразия в контексте обучения английскому языку способствует не только повышению языковой компетенции студентов, но и развитию их межкультурного осознания и толерантности. Материалы и методы: Исследование базируется на анализе научных работ, посвящённых межкультурной коммуникации в контексте обучения английскому языку в вузах, а также на опросе 150 преподавателей из 10 ведущих российских университетов. Были использованы методы качественного и количественного анализа, включая статистическую обработку полученных данных. Результаты: Анализ показал, что интеграция межкультурной коммуникации в процесс обучения английскому языку значительно повышает уровень языковых навыков студентов. Так, средний балл по тестам IELTS у студентов, проходивших курс с элементами межкультурной коммуникации, был на 15% выше, чем у тех, кто обучался по традиционной программе. Опрос показал, что 67% преподавателей считают включение межкультурных аспектов в учебный процесс необходимым для формирования глобального мировоззрения у студентов.
Библиографические ссылки
Белозерова А.А. Применение межкультурного тренинга в процессе межкультурного иноязычного обучения и воспитания студентов-лингвистов (на материалах немецкого языка) // Сборник материалов Всероссийского форума молодых ученых. Уральский федеральный университет. Екатеринбург. 2017. С. 26-32.
Бердичевский А.Л., Гиниатуллин И.А., Тарева Е.Г. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе: учеб. пособие; под общ. ред. А.Л. Бердичевского. М.: ФЛИНТА, 2019. 368 с.
Борцов Е.С. История понятия «коммуникация» в науке, философии, методологии и социальном управлении // Коммуникация и медиабизнес. Московский гос. ун-т печати. М.: 2015. С. 447-458.
Глебов В.В. Китайские и африканские студенты в московских вузах // Азия и Африка сегодня. 2013. № 12 (677). С. 59-60.
Глебова Т.А. Особенности преподавания английского языка в международных студенческих группах // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 79-81.
Гребенникова И.А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе: автореф. дис. канд. пед. наук. Биробиджан. 2010. 23 с.
Григорьев Д.С. Когнитивно-мотивационные основы аккультурационных ожиданий: применение модели групповой позиции этнических групп // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 1. С. 86-109.
Досанова З.Ж. Социализация личности средствами иноязычного образования // Педагогическая наука и практика. 2018. № 2(20). С. 82-86.
Ерофеева Е.В., Скопова Л.В. Смешанное и гибридное обучение французскому языку как второму иностранному в неязыковом вузе // Педагогическое образование в России. 2022. № 6. С. 101-109.
Ерофеева Е.В., Соколова О.Л., Скопова Л.В. Стратегия привлечения иностранцев для профессионального обучения в российских вузах с учетом процесса межкультурной адаптации // Педагогическое образование в России. 2018. № 7. С. 6-13.
Котько Л.А. Эффективные подходы в преподавании иностранного языка в интернациональных взрослых группах // Беларусь-Индия-Россия: сотрудничество в области преподавания русского языка как иностранного: сборник статей Международной научно-методической конференции. Минск. Белорусский гос. мед. ун-т; ООО «Научный мир». 2019. С. 97-101.
Красавина Ю.В., Пономаренко Е.П. Организация интерактивных форм работы с участием иностранных студентов в техническом вузе // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2018. Т. 21. № 1. С. 146-150.
Кушнырь Л.А. Методы обучения иностранному языку студентов естественнонаучного направления подготовки: от билингвального до монолингвального // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 537-546.
Подоляк Р.Р. Особенности преподавания делового английского языка в вузе // Kant. 2019. № 3 (32). С. 102-107.
Покровская Н.В. Методические и дидактические аспекты преподавания делового английского языка в ВУЗе // Современное педагогическое образование. 2021. № 8. С. 82-87.