Адаптация методик дистанционного обучения иностранным языкам в российских вузах в эпоху цифровизации
DOI:
https://doi.org/10.25726/s9068-7674-1497-sКлючевые слова:
дистанционное обучение, иностранные языки, цифровизация, адаптация методик, Российские вузы, образовательные парадигмы, мета-анализАннотация
В текущей эпохе цифровизации происходит неотвратимая трансформация образовательных парадигм, в частности в сфере иностранных языков. В современной России, примерно 30% вузов активно адаптируют методики дистанционного обучения для обучения иностранным языкам, согласно исследованию, проведенному Российским университетом дружбы народов в 2020 году. В данной статье проводится всесторонний анализ существующих методик и их адаптации к российским образовательным стандартам. Особое внимание уделяется исследованию качественных и количественных показателей эффективности применения дистанционных методик на основе мета-анализа 25 научных статей, индексированных в базах данных Scopus и WoS, а также анализа данных, собранных из 15 российских вузов. На основании данных, предоставленных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, 63% российских вузов начали процесс интеграции методик дистанционного обучения в 2019 году, и этот показатель вырос на 17% в 2021 году. Примечательно, что более 72% курсов иностранных языков в вузах используют смешанные формы обучения, которые включают как очные, так и дистанционные элементы. Подобный подход позволяет оптимизировать процесс обучения, как показало исследование Всероссийского научно-исследовательского института информационных технологий в образовании в 2020 году, где уровень удовлетворенности студентов составил 81%.
Библиографические ссылки
Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие. 2-е изд. пере-раб. и доп. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
Куновски М.Н., Диневич И.А., Майерс Г.Н. Новый взгляд на использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении русскому языку как иностранному // Язык и культура. 2021. № 54. С. 224-242.
Логинова М.С. Использование доски Miro при обучении русскому языку как иностранному (на примере изучения темы «продукты») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 200. С. 77-86.
Машканцева С.В. Возможности Google-класса при обучении русскому языку как иностранному // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы VII Междунар. науч.-метод. конф. Омск: Омский автобронетанковый инженерный институт, 2021. С. 231-236.
Мордвинцева В.С., Никулина Н.А. Анализ эффективности использования ИКТ в онлайн-обучении русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 8. С. 2642-2647.
Ницзяти А. Оптимизация организации процесса обучения китайских студентов на этапе довузовской подготовки с помощью компьютерных технологий // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (214). С. 45-53.
Очирова И.Н., Алексеева С.С., Антопкина Н.С., Худогулова Е.П. Опыт калмыцкого государственного университета в организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному // Язык и культура как национальное достояние в поликультурной среде: сб. докладов Междунар. науч.-практ. конф. Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), 2021. С. 138-145.
Пашковская С.С. Как подставить плечо, а не подножку студентам во время онлайн-обучения русскому языку как иностранному // Русистика. 2021. Т. 19, № 1. С. 85-101.
Писарь Н.В., Ремболович Ж.В., Юрасюк Н.В. Веб-квест как средство повышения мотивации иностранных слушателей к изучению русского языка (на примере веб-квеста «Таинственный текст Главреда») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, № 3. С. 447-454.
Романюк Е.С., Михайлушкина О.А., Попова А.В. Дистанционное обучение иностранных студентов в новых условиях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 5 (158). С. 54-60.
Рябова А.Л. Обучение способам работы с текстом в контексте дистанционного образования // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. Т. 10, № 1. С. 47-51.
Сидорова Е.Ю., Олейник М.А., Геддис Е.В., Назаревская В.В. Опыт создания электронного учебного курса по русскому языку для студентов-иностранцев на базе платформы LMS Moodle // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 199. С. 108-114.
Стрельчук Е.Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. Т. 19, № 1. С. 102-115.
Хонамри Ф., Азизи М., Кралик Р. Использование интерактивного электронного перевернутого обучения для улучшения критического чтения студентов // Science for Education Today. 2020. № 1. C. 25-42.
Чистова Е.В., Веренич Т.К., Еремина Е.В. Дистанционный онлайн-курс по обучению русскому языку как иностранному в системе Moodle: специфика педагогического дизайна // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2021. № 2 (45). С. 29- 35.
Шуан Г., Фэй Л., Доронина Е.Г. Разработка электронного курса по подготовке к сертификационному тестированию по русскому языку как иностранному // Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание: сб. ст. и материалов. Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2021. С. 184-186.