Интеграция английского языка в профессиональную подготовку студентов неязыковых специальностей: междисциплинарный подход
DOI:
https://doi.org/10.25726/r6263-8293-7031-bКлючевые слова:
междисциплинарный подход, интеграция, английский язык, профессиональная подготовка, неязыковой вуз, иноязычная коммуникативная компетенция, CLILАннотация
В настоящей статье рассматривается вопрос интеграции английского языка в профессиональную подготовку студентов неязыковых специальностей с применением междисциплинарного подхода. Актуальность данной темы обусловлена возрастающей ролью английского языка как lingua franca в условиях глобализации и необходимостью формирования у будущих специалистов иноязычной коммуникативной компетенции для успешной профессиональной деятельности на международном уровне. Целью исследования является разработка и апробация модели интеграции английского языка в учебный процесс неязыковых вузов на основе междисциплинарного подхода. Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области лингводидактики, педагогики, психологии, а также нормативно-правовые документы в сфере высшего образования. Эмпирическую базу составили результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе 5 неязыковых вузов РФ (n=378). В ходе исследования применялись методы теоретического анализа, моделирования, педагогического эксперимента, анкетирования, тестирования, математической статистики. Разработана и апробирована модель интеграции английского языка в учебный процесс неязыковых вузов, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный блоки. Определены принципы отбора и структурирования содержания обучения: профессиональная направленность, междисциплинарность, проблемность, ситуативность. Предложена технология интегрированного предметно-языкового обучения (CLIL), реализуемая посредством активных и интерактивных методов. Выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность модели: мотивационное обеспечение учебного процесса, организация обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, погружение в аутентичную языковую среду, системный контроль уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили результативность разработанной модели: доля студентов экспериментальной группы, достигших продвинутого уровня (B2-C1), возросла на 34,7%, в то время как в контрольной группе прирост составил лишь 12,5%.
Библиографические ссылки
Ачкасова Н.Н. Формирование навыков самостоятельной работы студентов на занятиях по английскому языку как средство включения их в непрерывное самообразование // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6(97). C. 10-12.
Бажутина М.М. Мультимедийный тезаурус: опыт разработки и перспективы использования в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 73-86.
Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018. № 2. C. 195-209.
Воропаева В.А. Учебно-методическое пособие для выполнения контрольных работ по дисциплине «Иностранный язык (английский)» для студентов направления подготовки инженерного института заочной формы обучения. Мичуринск-наукоград: Изд-во ФГБОУ ВО МичГАУ, 2015.
Ежова Т.В., Воронежьева О.В. Виртуальная среда как фактор эффективного обучения иностранному языку // Вестник науки. 2021. № 5(38). C. 34-42.
Кондрахина Н.Г, Южакова Н.Е. Дидактические основы интеграции комплекса медиаматериалов в процессе обучения иностранному языку в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1(92). C. 44-47.
Королева Н.В. Инновационные педагогические технологии обучения студентов неязыковых специальностей английскому языку с применением электронных тренажеров // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. № 4.
Котенко В.В. Проблемы и возможности применения технологий дополненной и виртуальной реальности в преподавании иностранного языка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 3(181). C. 252-258.
Манаенкова М.П. Специфика технологии формирования речевой компетентности обучающихся неязыкового вуза // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона: сб. мат. Обл. науч.-прак. конф. Мичуринск, 2018. С. 46-51.
Мусаелян И.Ф. Контроль как основа эффективного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2(93). C. 48-51.
Нуртдинова Л.Р. Методическая организация учебного материала для программ по обучению профессиональному иностранному языку с применением виртуальной реальности // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. C. 106-115.
Перчаткина В.Г., Зиятдинова Ю.Н. Современные онлайн приложения и их роль в саморазвитии студентов вуза в процессе иноязычной подготовки // Национальная ассоциация ученых. 2023. № 86. C. 39-42.
Полякова Т.Ю. Основные направления развития системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. Вып. 1(830). С. 9-19.
Санакоева З.Г. Эффективные методы и стратегии преподавания иностранных языков в разноуровневых группах // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1(98). C. 62-64.
Хохлова Д.И., Калиниченко В.Ю. Применение цифровых технологий в обучении иностранным языкам // Modern Science. 2019. № 12-3. C. 355-359.
Цепилова А.В. Специфика формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе // Научно-педагогическое обозрение. 2019. Вып. 1(23). С. 101-106.