Роль преподавателя в адаптации учебного процесса к потребностям современного рынка труда в условиях глобализации

Авторы

  • Наталья Юрьевна Моспанова Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского
  • Инна Евгеньевна Крамарева Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского
  • Ирина Николаевна Чижевская Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского

Ключевые слова:

преподаватель вуза, учебный процесс, рынок труда, глобализация, адаптация, компетенции, профессиональное развитие

Аннотация

В статье рассматривается роль преподавателя в адаптации учебного процесса к требованиям современного рынка труда в условиях глобализации. На основе анализа публикаций в высокорейтинговых журналах за последние 5 лет выявлены основные тренды в исследованиях данной проблематики, предложена авторская терминология. С помощью методов концептуального анализа, систематического обзора литературы, эмпирического исследования на выборке из 150 преподавателей вузов России определены ключевые компетенции преподавателя, необходимые для эффективной адаптации учебного процесса: цифровая грамотность (r=0,78), гибкость мышления (r=0,74), открытость инновациям (r=0,71). Разработана оригинальная модель профессионального развития преподавателя в условиях глобальных вызовов. Результаты исследования имеют теоретическую значимость для развития педагогики высшей школы и практическую ценность для оптимизации системы повышения квалификации преподавателей. Намечены перспективы дальнейших исследований с учетом динамики рынка труда и технологических трендов.

Библиографические ссылки

Байденко В.И., Селезнева Н.А. Нынешний раунд Болонского процесса: сохранение оптимизма. И немного о российском... (ст.1) // Высшее образование в России. 2017. № 10(216). С. 94-108.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: прак. пос. М.: Юрайт, 2017. 343 с.

Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Подготовка учителей к работе в мультикультурном классе // Управление образованием: теория и практика. 2024. № 4-2. С. 181-189.

Завьялова Е.К., Ардишвили А.Н., Доминяк В.И., Замулин А.Л., Алексеев А.А. Особенности управления человеческими ресурсами инновационно-активных компаний // Вестник СПбГУ. Сер. 8. Менеджмент. 2012. № 2. С. 78-106.

Крамарева И.Е., Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю. Формирование профессиональной компетентности будущих логопедов в образовательном пространстве вуза // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 10-19.

Кудрявцева Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций: моногр. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2012. 340 с.

Медведев В.А. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.

Минева О.К., Акмаева Р.И., Усачева Л.В. Трансформация системы управления персоналом организации на основе компетентностного подхода: монография. Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2013. 215 с.

Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации: монография. М.: ИЦ РИОР, 2018. 292 с.

Сергеев И.С. Развитие профессиональных компетенций педагогов: проблемы и решения // Тенденции развития образования: кто и чему учит учителей // Мат. IX Межд. науч.-прак. конф. «Образование и наука без границ – 2013» (7-15 декабря 2013 г., Прага). 2013. С. 26-39.

Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. М.: HIPPO, 2005. 384 с.

Тонких А. П. Основы математической обработки информации: уч.-метод. пос. Брянск: Курсив, 2013. 224 с.

Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: Изд-во ГИППО, 2008. 240 с.

Хуторской А.В. Компетентностный подход и методология дидактики. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. С.159-163.

Чуланова О.Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом. М.: Инфра-М, 2016. 292 с.

Anderson L.W. A taxonomy for learning, teaching, and assessing: A revision of Bloom's taxonomy of educational objectives. Massachusetts: Addison Wesley Longman Inc., 2001. 352 p.

Delamare-Le Deist F., Winterton J. What is competence? // Human resource development international. 2005. Vol. 8. № 1. рр. 27-46.

McClelland D.C. Testing for competence rather than for «intelligence» // American рsychologist. 1973. Vol. 28. № 1. рр. 1-14.

Загрузки

Опубликован

2024-08-30

Как цитировать

1.
Моспанова НЮ, Крамарева ИЕ, Чижевская ИН. Роль преподавателя в адаптации учебного процесса к потребностям современного рынка труда в условиях глобализации. УО [Интернет]. 30 август 2024 г. [цитируется по 15 ноябрь 2025 г.];14(9-2):56-64. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1816

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>