Подготовка учителей к работе в мультикультурном классе
Ключевые слова:
мультикультурализм, подготовка учителей, межкультурная компетентность, инклюзивная педагогика, культурное разнообразиеАннотация
Мультикультурализация образовательной среды ставит перед педагогами новые вызовы, требующие специальной подготовки. Цель исследования - выявить ключевые компетенции, необходимые учителю для эффективной работы в мультикультурном классе, и обосновать модель их формирования. Использованы теоретические (анализ, синтез, моделирование) и эмпирические методы (опрос, наблюдение, изучение продуктов деятельности). Проведено анкетирование 120 учителей и 10 экспертных интервью. Выборка - целевая, критериальная. Данные обработаны методами описательной и индуктивной статистики, дискурс-анализа. Определены 4 группы компетенций мультикультурного учителя: (1) этнокультурная осведомленность; (2) инклюзивная коммуникация; (3) дидактика разнообразия; (4) социальное посредничество. Разработана трехфазная модель подготовки, интегрирующая теоретический, практический и рефлексивный компоненты. Обсуждение. Предложенная модель расширяет представление о содержании и форматах подготовки педагогов к работе в условиях культурного многообразия. Ее реализация будет способствовать преодолению этноцентризма в образовании и более полной реализации потенциала мультикультурности. Намечены перспективы апробации и валидизации модели.
Библиографические ссылки
Бурыкина М.Ю., Буренкова Н.В., Данилова Т.В. Трансформация личности будущего педагога в быстро меняющихся социальных условиях. М.: National Research, 2023. 260 с.
Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Методическая подготовка будущего учителя как фактор повышения качества образования // Проблемы образования: история, современность, перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 16 февраля 2023 года. Брянск: Общество с ограниченной ответственностью "Новый проект", 2023. С. 51-55.
Тонких А.П. Основы математической обработки информации: Учебно-методическое пособие. Брянск: Курсив, 2013. 224 с.
Ang S., Van Dyne L., Koh C., Ng K.Y., Templer K.J., Tay C., Chandrasekar N.A. Cultural intelligence: its measurement and effects on cultural judgment and decision making, cultural adaptation and task performance // Management and organization review. № 3(3). рр. 335-371.
Bennett M.J. Becoming interculturally competent. 2nd ed. Eds by J.S. Wurzel. Toward multiculturalism: a reader in multicultural education. Newton: Intercultural Resource Corporation, 2004. pp. 62-77.
Berliner D.C. Learning about and learning from expert teachers // International journal of educational research. 2001. № 35(5). рр. 463-482.
Crowne D.P., Marlowe D. A new scale of social desirability independent of psychopathology // Journal of consulting psychology. 1960. № 24(4). рр. 349-354.
Deardorff D.K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization // Journal of studies in international education. 2006. № 10(3). рр. 241-266.
Gay G. Culturally responsive teaching: theory, research, and practice. 3rd ed. NY: Teachers College Press, 2018.
González N., Moll L.C., Amanti C. Funds of knowledge: theorizing practices in households, communities, and classrooms. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2006. 320 p.
Hajisoteriou C., Karousiou, C., Angelides P. Successful components of school improvement in culturally diverse schools // School effectiveness and school improvement. 2018. № 29(1). рр. 91-112.
Irvine J.J. Educating teachers for diversity: seeing with a cultural eye. NY: Teachers College Press, 2003. 103 p.
Ladson-Billings G. Culturally relevant pedagogy 2.0: a.k.a. the remix // Harvard educational review. 2014. № 84(1). рр. 74-84.
Nieto S. Placing equity front and center: Some thoughts on transforming teacher education for a new century // Journal of teacher education. 2000. № 51(3). рр. 180-187.
Santoro N., Kennedy A. How is cultural diversity positioned in teacher professional standards? An international analysis // Asia-Pacific journal of teacher education, 2016. № 44(3). рр. 208-223.
Sleeter C.E., Owuor J. Research on the impact of teacher preparation to teach diverse students: the research we have and the research we need // Action in teacher education. 2011. № 33(5-6). рр. 524-536.
Vertovec S. Super-diversity and its implications // Ethnic and racial studies. 2007. № 30(6). рр. 1024-1054.
Zeichner K. M. Teacher education and the struggle for social justice. NY: Routledge, 2009. 224 p.