Языковое образование как основа развития коммуникативной компетенции будущих педагогов

Авторы

  • Наталья Юрьевна Моспанова Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
  • Наталья Владимировна Буренкова Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
  • Инна Евгеньевна Крамарева Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

DOI:

https://doi.org/10.25726/d7724-3523-3113-h

Ключевые слова:

профессиональная компетенция, коммуникативная компетенция, коммуникативные умения, языковая подготовка, способы и приемы формирования коммуникативной компетенции, будущие педагоги

Аннотация

Статья посвящена поиску путей развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном процессе в вузе. Одним из таких путей может стать совершенствование процесса языковой подготовки студентов, формирования общих и профессионально значимых умений и навыков речевого поведения. В статье определены компоненты языковой компетенции как основы коммуникативной компетенции, направления языковой и речевой подготовки, описаны способы и приемы формирования коммуникативных умений будущих педагогов, в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения лингвистических дисциплин. Таким образом, коммуникативная компетенция включает в себя не только высокий уровень знания и владения языковыми средствами, но и коммуникативной (и речевой) ситуацией: определение всех ее компонентов, планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения (места и времени), коммуникативных намерений, личности коммуникаторов (возраста, статуса, особенностей восприятия информации и т.д.), реализацию плана, использование приемов гибкого реагирования, подыгрывания или оказания противодействия и т.д. С этой целью предлагаются задания аналитического и конструктивного характера: анализ художественных текстов (изучается речевая ситуация и взаимодействие ее участников), моделирование различных коммуникативных ситуаций (родительское собрание, собеседование при приеме на работу, встреча-знакомство и т.д.), ролевые игры. Важную роль здесь играет умение инициировать общение, выслушать, найти общие точки взаимодействия, проявить эмпатию, эмоционально окрашивать диалог, быть внимательным и гибким, адекватно реагировать на реплики собеседника и т.д. Все это способствует формированию не только коммуникативных, но и личностных качеств будущих специалистов.

Библиографические ссылки

Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю., Буренкова Н.В. Проблемы и перспективы профессионально ориентированного обучения русскому языку в современном образовательном пространстве // Управление образованием: теория и практика. Том 11 (2021). №2 . С. 122 – 134.

Данилова Т.В., Лапыко Т.П., Тонких А.П. Применение разных форм интерактивного обучения в вузе в развитии коммуникативных умений студентов // Управление образованием: теория и практика . Том 11 (2021). №2 . С. 103 - 113

Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Формирование дискурсивных умений будущего учителя начальных классов // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Брянск: РИСО БГУ. 2021. С. 559 - 568

Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. Москва. 1990. 255 с.

Колесников И.И. Развитие коммуникативных компетенций преподавателей гуманитарных вузов: Автореф…. канд. пед. наук. Сходня: 2006. С.4

Курцева З.И. Речевой поступок в педагогическом общении. М.: Баласс. 2010. 224с.

Литвинко Ф. М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. Мн. 2009. Вып. 9. 102с.

Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа. 1999. 272 с.

Московкин Л. В., Юрков Е. Е. Коммуникативная компетенция: определение, состав, проблемы обучения // Язык и культура в филологическом вузе. Актуальные проблемы изучения и преподавания: сб. науч. тр. / ред.-сост. А. Н. Щукин. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина; Филоматис. 2006.

Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е.А. Быстровой. М.: Дрофа. 2004. С.92-93

Рябцева О.М. Сущность понятия коммуникативная компетенция (КК) // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 9-2 (64). С. 136-138.

Стурикова М.В. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 6. С.27-32.

Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64

Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. М.: Флинта. 2004.

Загрузки

Опубликован

2021-10-15

Как цитировать

1.
Моспанова НЮ, Буренкова НВ, Крамарева ИЕ. Языковое образование как основа развития коммуникативной компетенции будущих педагогов. УО [Интернет]. 15 октябрь 2021 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];11(5):266-73. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/186

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)