Развитие межкультурной компетенции у студентов через изучение английского языка
Ключевые слова:
межкультурная компетенция, обучение английскому языку, языковое образование, педагогические условия, образовательные технологии, коммуникативно-культурологический подходАннотация
Развитие межкультурной компетенции у студентов является актуальной задачей современного языкового образования. Цель исследования – выявить педагогические условия и технологии формирования межкультурной компетенции в процессе обучения английскому языку в вузе. Методологическую базу статьи составили компетентностный, коммуникативный и культурологический подходы. Эмпирическое исследование включало анкетирование 120 студентов и интервьюирование 15 преподавателей иностранных языков в трех университетах Чеченской Республики. Количественный анализ проводился методами описательной и индуктивной статистики, качественный – посредством тематического контент-анализа. Выявлены три ключевых педагогических условия развития межкультурной компетенции: 1) систематическая интеграция культурологического компонента в содержание языковой подготовки; 2) интерактивность и проблемная ориентированность обучения; 3) сочетание аудиторной и внеаудиторной проектной деятельности. Определены наиболее эффективные педагогические технологии: кейс-стади, ролевые игры, дискуссии, веб-квесты. Полученные результаты позволяют оптимизировать процесс языкового образования за счет усиления его культуроформирующего потенциала. Предложенная методика может найти применение в вузовской практике обучения английскому и другим иностранным языкам. Перспективы исследования связаны с кросс-культурной верификацией выводов и созданием интегративной модели формирования межкультурной компетенции.
Библиографические ссылки
Василиженко М.В. Поиск альтернативных методов дополнительной подготовки обучающихся английскому языку // Актуальные проблемы теории и практики профессионального образования в контексте глобализации: мат. Междунар. науч.-прак. конф. (31 мая 2019 г., Челябинск). Челябинск: ЧОУВО МИДиС, 2019. С. 14-17.
Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 3-8.
Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: дисc. … д-ра пед. наук. СПб, 2001. 371 с.
Корнеева Л.И., Ма Ж. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в Китае и России: сравнительно-сопоставительный анализ // Педагогическое образование в России. 2019. № 2. С. 61-65.
Максимова Т.А. Развитие межкультурной компетенции в профессиональной подготовке студентов языковых специальностей // Современное образование: опыт прошлого – взгляд в будущее: мат. Междунар. науч.-прак. конф. (21 апреля 2018 г., Челябинск). Челябинск: ЧОУВО МИДиС, 2018. С. 189-194.
Михайлов Н.Н. Лингвострановедение Англии. English cultural studies: уч. пос. для студ. учр. высш. проф. обр. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.
Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 189 с.
Тарева Е.Г. Межкультурное иноязычное образование: лингводидактические стратегии и тактики. М.: Логос, 2014. 232 с.
Телицына И.В. Образование через культуру // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 10-1(85). С. 180-182.
Byram M. Teaching and assessing intercultural communicative competence. Clevedon: Multilingual Matters, 1997. 124 p.
Deardorff D.K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization // Journal of studies in international education. 2006. № 10(3). рp. 241-266.
Fantini A.E. Exploring and assessing intercultural competence. 2006. Retrieved from http://www.sit.edu/publications/docs/feil_research_report.pdf
Liddicoat A.J., Scarino A. Intercultural language teaching and learning. Oxford: John Wiley & Sons Limited, 2013. 190 p.
Sercu L. Assessing intercultural competence: a framework for systematic test development in foreign language education and beyond // Intercultural education. 2004. № 15(1). рp. 73-89.
Sinicrope C., Norris J., Watanabe Y. Understanding and assessing intercultural competence: A summary of theory, research, and practice // Second language studies. 2007. № 26(1). рp. 1-58.