Формирование исторической памяти учащейся молодежи средствами сетевой проектной деятельности
DOI:
https://doi.org/10.25726/y2202-2949-1521-fКлючевые слова:
историческая память, патриотическое воспитание, сетевой проект, семейная фотографияАннотация
Статья посвящена актуальной педагогической проблеме: формированию исторической памяти учащейся молодежи на территории Брянской области через вовлечение школьников и студентов в активную деятельность по созданию и развитию интернет-ресурсов, аккумулирующих фотографии, сохранившееся у жителей местного сообщества. Выявленные в ходе исследования тенденции свидетельствует о сложившемся противоречии между большими возможностями работы с семейными фотоархивами в формировании исторической памяти у учащейся молодежи и отсутствие системных решений в этой сфере на уровне региона и страны в целом. На устранение этого противоречия направлен сетевой проект «Родники нашей памяти», призванный через цифровизацию сохранить и сделать доступными для всех заинтересованных граждан России фотографии, которые сохранились в семьях на территории малой родины, отражающие жизнь людей родного края.
Библиографические ссылки
Богданова Н.М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. №2(61). С.98-113.
Бочкарева Е. Д. Роль исторической памяти в гражданско-патриотическом воспитании учащейся молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2018. №5(72). С.145-147.
Васильев А. Г. Современные memory studies и трансформация классического наследия // Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории. М.: Кругъ, 2008. С. 19-49.
Власова Т.А. Рассматривание, рассказывание, припоминание: нарративизация содержание семейных фотоальбомов // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. статей / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.А. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. С. 123-145.
Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Формирование Российской гражданской идентичности личности школьника // Образование личности. 2013. №4. С. 44-53.
Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Профессиональная готовность учителей к патриотическому воспитанию школьников на основе использования Интернет-технологий // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3(39). С. 38-48.
Гришкова А.А. Социальный смысл фотографии и эволюция семейного фотоальбома // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2016. Т.4 (16). С.125-129.
Колесникова Д.А. Фотография как способ конституирования социальной реальности: автореф. дис. канд. философских наук. СПб, 2011. 17 с.
Коренная В.С. Объекты локального культурного наследия как фактор формирования исторической памяти и гражданской идентичности школьников // Журнал института наследия. 2021. №1(24). С. 1-5.
Кулиш В.В. Формирование семейной исторической памяти в школе: учебно-методическое пособие / науч. ред. Н. А. Матвеева. Барнаул: АлтГПА, 2014. 93 с.
Матюх Е.Т. Семейный альбом как отражение духовных ценностей общества в период социальных рисков // Система ценностей современного общества. 2010. № 14. С.345-349.
Нуркова В.В. Анализ феноменов автобиографической памяти с позиций культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. М., 2008. №1.С.17-25.
Печурина А.В. Увидеть необычное в обычном: исследования семейной фотографии // Социологический журнал. 2010. №2.С. 92–97.
Репина Л.П. Темпоральные характеристики исторического сознания (о динамическом компоненте «исторической памяти») // Диалог со временем. М., 2014. Вып.49. С.28-43.
Сидорова Л.О. Концептуальные подходы к понятию «Историческая память» // Вестник МГУКИ. М., 2012. № 4 (48). С. 81.
Харитонова Е.Г. Историческая память в жизни учащейся молодежи // Гуманизация образования. 2016. №3. С.11-16.
Чистякова В.П. Семейная фотография второй половины XIX – начала XX в. в России: опыт этнологического и источниковедческого анализа: автореф. дисс. канд. исторических наук. М, 2012. 26 с.