Технология проведения семинара-дискуссии «Образ врача в произведениях А.П. Чехова и М.А. Булгакова» в медицинском колледже
DOI:
https://doi.org/10.25726/r2028-5746-4976-aКлючевые слова:
семинар-дискуссия, методика преподавания литературы, тема медицины, образ врача, профессионально ориентированное обучение, А.П. Чехов, М.А. БулгаковАннотация
В статье рассматривается технология организации практических занятий по литературе для студентов медицинских колледжей в форме семинара-дискуссии. Подчеркивается важность профессионально-ориентированных заданий по дисциплине «Литература» для студентов медицинского колледжа. Изучение общеобразовательной дисциплины «Литература» способствует не только формированию читательской и литературоведческой компетенций обучающихся, но и развитию их профессиональных компетенций. Представлены методические рекомендации по организации семинара, посвященного образу врача в произведениях А.П. Чехова и М.А. Булгакова. Литература и медицина переплетаются в жизни и творчестве данных авторов, что находит свое отражение и в обсуждении на практическом занятии. Целесообразным представляется на основе анализа произведений сформулировать дискуссионные вопросы, стимулирующие творческие и аналитические способности студентов, а также совершенствующие коммуникативные навыки. В статье обозначены основные этапы организации занятия, а также предложены конкретные произведения для анализа. Изучение рассказов А.П. Чехова и М.А. Булгакова, главными героями которых являются врачи, поможет студентам понять сложность и ответственность работы медика. Профессионально ориентированные занятия, включающие исследование образов врачей в книгах русских писателей, вызывают интерес у студентов, влияют на осознание значимости будущей профессии, а также помогают развить соответствующие качества. Исследование «медицинского текста» побуждает к внимательному прочтению произведений, развивает критическое мышление и навыки анализа художественных произведений.
Библиографические ссылки
Антонова Н.А. К вопросу о духовно-нравственном воспитании в медицинском вузе // Наука и образование: новое время. 2017. № 3 (20). С. 493.
Баранова И.А. Литература и медицина: трансформация образа врача в русской литературе XIX века // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2010. № 2(8). С. 186-194.
Бурыгина Т.С. О роли медицинской профессии в жизни и творчестве врачей-писателей // Вестник науки Сибири. 2013. № 4 (10). С. 200-204.
Волчкевич М.А. «Чудесный доктор»: эволюция образа врача в дореволюционной и советской литературе // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2023. № 2. С. 95-100.
Громов М.П. Книга о Чехове М.: Современник, 1989. 240 с.
Дин И. Негативные трансформации образа врача в произведениях А.П. Чехова // Litera. 2022. № 6. С. 141-150.
Жидкова Ю.Б. Функционирование медицинской терминологии в рассказах А.П. Чехова // Вестник ВГУ. Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж, 2007. №2. Ч. II. С. 84-89.
Кибальник С.А., Оробий С.П. О «медицинском» тексте русской литературы XIX-XXI веков // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2023. № 2. С. 77-81.
Литвинов А.В., Литвинова И.А. Медицина в литературно-художественном пространстве. М.: МЕДпресс-информ, 2012. 272 с.
Лукьянчикова Н.В., Чень С. Художественная репрезентация образа врача в произведениях А.П. Чехова и М.А. Булгакова // Человек в информационном пространстве: Сб. научн. ст. XVI Всерос. науч.-практ. конф.; под общ. ред. Т.П. Курановой. Ярославль: ЯГПУ, 2019. С. 79-82.
Федорова В.Г., Торопчина О.В. Диалектика образа врача в творчестве А.П. Чехова // Автор–текст–читатель: теория и практика анализа: Мат. VII Междунар. научн. чт. Калуга: КГУ, 2020. С. 653-661.