Методический потенциал жанра антиутопии в развитии читательской компетентности студентов
DOI:
https://doi.org/10.25726/t6617-1052-9100-fКлючевые слова:
антиутопия, утопия, читательская компетентность, мотивация, методика преподавания литературы, Оруэлл, Хаксли, БрэдбериАннотация
В статье рассматриваются характерные черты антиутопий и анализируются причины их популярности среди студентов. Обозначен круг проблем, затронутых в этих произведениях, и намечены возможности обращения к данному жанру в обучении, его значительный потенциал в формировании читательской компетентности студентов. Отмечается, что в современной ситуации, когда происходит падение интереса к чтению, именно данный жанр может помочь увлечь обучающихся в мир литературы. Немаловажным аспектом является и использование на занятиях элементов сопоставления произведений современного кинематографа и художественной литературы, выявление схожих сюжетных особенностей и проблематики, что способствует развитию критического мышления. Разработаны вопросы и задания, рекомендации по работе на занятиях по истории литературы в колледже и вузе, определены условия и этапы проведения семинаров и дискуссий. Представлены пути решения проблемы повышения интереса студентов к изучению творчества русских и зарубежных писателей. Предложенные для анализа романы-антиутопии затрагивают проблемы свободы и независимости личности, обретения ценностных ориентиров, роли прогресса и господства современных научных технологий в развитии человечества как наиболее близких для молодого поколения в поисках самоопределения.
Библиографические ссылки
Березина А.В., Колосова Е.А. Чтение современных российских подростков в условиях цифровой реальности // Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27. № 4. С. 122-131. DOI 10.19181/nko.2021.27.4.10/
Волков В.В., Волкова Н.В. Литературная утопия и антиутопия: жанровое своеобразие, аспекты герменевтического исследования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2020. № 3(66). С. 26-40. DOI 10.26456/vtfilol/2020.3.026.
Галицких О.Е. Литературное образование и современность: от поисков перспектив к жизни в культуре // Современное литературное образование: от школьных уроков к жизни в культуре. XXV Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 23–24 марта 2017 года. Москва: «Экон-Информ», 2018. С. 9-14.
Давыдова И.С. Критерии отбора современной художественной литературы для школьников: взгляд практика // Современное литературное образование: от школьных уроков к жизни в культуре. XXV Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 23–24 марта 2017 года. Москва: «Экон-Информ», 2018. С. 193-197.
Денисова Л.В. Антиутопия как форма социально-гуманитарного познания // Восьмой Российский Философский Конгресс «Философия в полицентричном мире». Секции (II). Сборник научных статей. М.: РФО ИФРАН. МГУ. Издательство «Логос», ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2020. С. 2167-2169.
Доманский В.А., Мирнова Н.А., Попова Н.А. Практико-ориентированный подход при изучении русской классики в высшей школе // Язык и культура. 2021. № 55. С. 204-219. DOI 10.17223/19996195/55/13.
Залуцкая С.Ю. Воспитание читателя в условиях образовательной среды вуза: креативный аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2(30). С. 11-17.
Киктева К.С. Методический потенциал англоязычных антиутопий young adult // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3(53). С. 76-84. DOI 10.25688/2076-9121.2020.53.3.07.
Ланин Б.А. Картина мира в современной утопии/дистопии/антиутопии // Картина мира в системно-структурном и антропоцентрическом аспектах: поиски общих закономерностей : сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Биробиджан, 30 ноября 2020 года. Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2021. С. 62-66.
Лекаревич Е.В. Масскульт для подростков: жанр антиутопии // Детские чтения. 2016. Т. 9. № 1. С. 135-151.
Строева О.В. Судьба антиутопий и неолиберальные ценности в современной сериальной продукции // Наука телевидения. 2020. № 16.4. С. 11-28.
Тузовский И.Д. Дивергенция футурологического алармизма в цифровую эпоху: жанрообразование на основе антиутопий в конце XX - начале XXI вв. // Утопические проекты в истории культуры: Материалы III Всероссийская с международным участием научная конференция, Ростов-на-Дону, 01–03 декабря 2020 года / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону – Таганрог: Южный федеральный университет, 2021. С. 73-77.
Шипилова Ю.В., Грунь А.В. Антиутопия: феномен популярности в XXI веке // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 3-5(73). С. 456-459.
Ames M. Engaging" apolitical" adolescents: Analyzing the popularity and educational potential of dystopian literature post-9/11.// The High School Journal 97.
Aslan B. Еscaping from modern chaos: brave new world//Journal of modernism and postmodernism studies (JOMOPS),2020, 1(2). P. 144-153.
Muraveva E.V., Elices Agudo J.F. Dystopian science fiction as a means of teaching English to technical degree students. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017; 2(21). P. 303-321.
Panagopoulos N. Utopian/Dystopian Visions: Plato, Huxley, Orwell.// International Journal of Comparative Literature and Translation Studies 8.2,2019. P. 22-30.
Seeger S., Davison-Vecchione D. Dystopian literature and the sociological imagination//Thesis Eleven, 2019. Volume: 155 issue: 1, P. 45-63.
Stefanopoulou S., Kechagias C.T., Malafantis K.G. Education in Fictional Dystopian
Societies:The Case of Veronica Roth’s “Divergent”// Journal of Advances in Education Research, Vol. 6, No. 1,
February 2021. P. 49-59.