Методика проведения семинара-дискуссии по произведениям русских писателей рубежа XIX-XX веков

Авторы

  • Ольга Валерьевна Ефимова Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
  • Елена Вячеславовна Ушакова Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

DOI:

https://doi.org/10.25726/l7389-6921-0907-m

Ключевые слова:

семинар-дискуссия, методика преподавания литературы, “читателецентризм”, тема любви, русская литература, рассказ, интерактивные формы обучения

Аннотация

В статье рассматривается технология организации практических занятий по литературе для студентов колледжей в форме семинара-дискуссии. Дискуссия на занятиях литературы помогает развить навыки диалогового взаимодействия. Обосновывается эффективность данной  интерактивной технологии в соответствии с понятием “читателецентризма” в методике преподавания литературы, предполагающим изменение роли ученика, становящегося активным читателем текстов. Интерактивность, способность стимулировать личную заинтересованность студентов, их сотворческую активность – особенность семинара-дискуссии. Приведена методика организации семинара по творчеству А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. Для анализа выбраны рассказы данных писателей, посвященные теме любви. В статье представлены методические рекомендации по организации занятия, намечены цель, задачи, основные его этапы, разработаны вопросы для обсуждения, а также предложены цитаты из художественных текстов для дискуссии. Форма семинара-дискуссии позволяет мотивировать студентов к чтению и активному обсуждению произведений русских писателей рубежа XIX-XX века, посвященных теме любви, учит сопоставлять различные концепции, способствует совершенствованию навыков аналитической работы с художественными текстами, развитию критического мышления, раскрытию исследовательского потенциала обучающихся.

Библиографические ссылки

Арефьева Т.К. Семинар дискуссия как интерактивная форма обучения // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов Международной научно методической конференции. Ответственный редактор Т.И. Руднева. 2014. С. 100−101.

Асташина Н.И. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 15-18.

Гармаш С.А. Использование интерактивных приемов при изучении творчества А.П. Чехова в современной школе // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2009. № 4. С. 170-178.

Зырянова О.Н. Использование технологии учебного диалога при изучении творчества А.П. Чехова на уроках литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64- 4. С. 79-82.

Кузема Т.Б., Фетисова В.В. Особенности проведения семинара-дискуссии и семинара-беседы у студентов филологов в высшей школе // Системно-деятельностный подход как условие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 18–19 ноября 2018 года/ Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». – Севастополь: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", 2019. С. 152-155.

Ланин Б.А. Методика преподавания литературы: история и современность / Б. А. Ланин // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 1(47). С. 53-66.

Левандовская М.П., Моспанова Н.Ю. Управленческая компетентность педагога и ее формирование в системе повышения квалификации // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 274-278.

Моспанова Н.Ю. Некоторые аспекты изучения региональной фразеологии // Региональные аспекты современных историко-правовых, филолого-культурологических, психолого-педагогических, естественнонаучных и экономических исследований. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского и 20-летию филиала университета в г. Новозыбкове: в 2-х частях. 2015. С. 263-270

Петренко Н.А., Косенко Д.В. Отражение земной любви в прозе А. И. Куприна и И. А. Бунина // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 21–22 апреля 2021 года. Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. С. 437-442.

Степун Ф. Литературные заметки: И. А. Бунин (По поводу «Митиной любви») // Литература. 2001. № 42. С. 5-12.

Филимонова Н.Ю., Серегина О.Л. Семинар как одна из активных форм учебного процесса// Актуальные вопросы профессионального образования. 2017. № 1 (6). С. 27−30.

Филинова И.М. Семинар-дискуссия как способ овладения искусством полемики // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и их наставников, Тверь, 15 мая 2018 года. Тверь: Тверской государственный университет, 2018. С. 105-108.

Хван А.А., Хван А.А. Метафизика любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина: Монография. Москва: Ин-т худож. творчества, 2003.

Шустов М.П. Изучение творчества И.А. Бунина в школе (новое прочтение на основе информационной культуры) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021. Т. 23. № 79-1. С. 22-26. DOI 10.37313/2413-9645-2021-23-79(1)-22-26.

Konovalov A. A., Mikheeva L. N. The Problem of Love, Good and Evil in the Works of IA Bunin and LD Rzhevsky //2020 International Conference on Language, Communication and Culture Studies (ICLCCS 2020). – Atlantis Press, 2021. – С. 345-350.

Загрузки

Опубликован

2022-01-15

Как цитировать

1.
Ефимова ОВ, Ушакова ЕВ. Методика проведения семинара-дискуссии по произведениям русских писателей рубежа XIX-XX веков. УО [Интернет]. 15 январь 2022 г. [цитируется по 17 май 2024 г.];12(1):156-62. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/280

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)