Развитие эмоционального интеллекта при изучении поэтического творчества на уроках литературы
DOI:
https://doi.org/10.25726/v4125-1938-9052-wКлючевые слова:
восприятие, эмоциональный интеллект, психология искусства, методика преподавания литературы, изучение лирики, приемы чтения лирического произведения, духовная сфера личности, эмоционально-духовное развитие, воспитание целостной личности, анализ лирического произведенияАннотация
В статье рассматриваются задачи и возможности развития эмоционального интеллекта ученического коллектива. Обозначен круг воспитательных задач, которые могут быть решены при изучении лирических произведений на уроках литературы. Обосновывается эффективность работы с поэтическим текстом в указанном направлении. Рассматриваются методические возможности урока литературы в пробуждении «чувствования». Показаны приемы работы с синкретичными видами искусства, позволяющими активизировать эмоциональное погружение в учебный материал. В работе предпринята попытка открытия нового подхода к изучению лирических произведений, не сводящегося к формальному анализу формы и содержания произведения, а позволяющего глубоко проникнуть в истоки авторского замысла, понять идейное содержание произведения. Указанный подход способствует активному самопознанию и раскрытиюдуховного и творческого потенциала учащихся. Разработанные задания, рекомендации по работе с текстом лирического произведения на занятиях по литературе помогут учителю-словеснику построить урок, который вызовет правильный эмоциональный отклик.
Библиографические ссылки
Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. М: Вопросы психологии, 1995. 111 с.
Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учеб.для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 400 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 168 с.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. 250 с.
Интинтиева А.И. Развитие эмоционального интеллекта на внеурочных занятиях по русскому языку и литературе. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. 301 с.
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. М.: Смысл, 2004. 175 с.
Миронова К.В. Психолого-дидактическое исследование проблемы восприятия лирической поэзии учащимися подросткового возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 2. С. 37-43.
Миронова К.В. Уроки изучения лирики как микроуровень образовательной среды, способствующей раскрытию творческого потенциала подростков // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей, Москва, 17–18 марта 2020 года. М.: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2020. С. 324-328
Наврузова Е.П. Развитие духовно-эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы // Наука и образование сегодня. 2021. № 10(69). С. 58-60.
Саввинова A.M. Л. С. Выготский о восприятии лирики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 76-1. С. 301-305.
Хопренинова В.А. Эстетическое переживание как условие художественного восприятия поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе // Наука и школа. 2013. № 6. С. 64-68.
Чистякова Н.А. Образ героя-предпринимателя в русской классической литературе как залог социально ответственных принципов современного российского предпринимательства// Управление образованием: теория и практика. 2021. № 1(41). С. 349-356.
Шатохина Г.М. Формирование функционального чтения через развитие эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы. Пенза: Наука и просвещение, 2020. 289 с.