Методика проведения проекта-семинара по рассказам Чехова А.П.
DOI:
https://doi.org/10.25726/w6929-7333-8802-pКлючевые слова:
проект-семинар, методика преподавания родной литературы, проектная технология, критическое мышление, интерактивные формы обучения, навыки коммуникации, активный диалогАннотация
В статье предлагается технология организации практических занятий по родной литературе для студентов колледжей в форме проекта-семинара. Работа над проектом на занятиях по родной литературе помогает развить у студентов навыки коммуникации, самостоятельной работы с информацией, способствует развитию творческих способностей. Эффективность данной формы интерактивной технологии обосновывается повышением интереса к изучаемой дисциплине, мотивации к учебной деятельности, активизации творческого и критического мышления. Важной особенностью проекта-семинара является то, что студенты могут использовать все возможности интерактивной формы работы для раскрытия своего творческого потенциала, почувствовать удовольствие от процесса сотворчества в условиях творческой свободы. Представлена методика организации проекта-семинара по рассказам Чехова А.П.: «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья». Для работы над проектами выбраны рассказы писателя, посвящённые теме любви. В статье приведены методические рекомендации по организации занятия, сформулированы цели, задачи, иллюстрируются основные этапы, предложены вопросы для обсуждения. Проект-семинар как форма работы мотивирует студентов к внимательному прочтению текстов, активному диалогу, учит анализировать художественный текст, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, навыки исследовательской работы, работы в команде.
Библиографические ссылки
Абрамова С.В. Проектная работа старшеклассников. М.: Просвещение, 2012. 382 с.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., Художественная литература, 1975. 504 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Богданович Т.Н. Проектирование нравственного диалога на уроках русской литературы через использование активных форм и методов обучения // Сб. Педагогическое призвание. 2022. Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2022. С. 191-199.
Брандесов Р.Ф. Избранные труды; под науч. ред. Терентьевой Н.П. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. 271 с.
Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. Часть 1. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 266-323.
Долженков П.Н. Эволюция драматургии Чехова: монография. Москва: МАКС Пресс, 2014. 259 с.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Кн. для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979. 326 с.
Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы. М.: ВАКО, 2014. 160 с. (Современная школа: управление и воспитание).
Леонтович А.В. Исследование как основа построения образовательной деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Народное образование, 2001. 272 с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И.. М.: Педагогическое общество России, 1998.
Плеханова И.И. Вопрос духовной эволюции чеховского героя: психологический детерминизм и резонанс со временем // Философия Чехова: междунар. науч. конф., 2-6 июля 2011г. Иркутск, 2012. — С. 127-141.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе № 2, 3. 2000.
Рубинштейн М.М. Исследовательский метод в преподавании // Мир, 1926, №5. С. 35-41.
Савенков А.И. Педагогика. Исследовательский подход. В 2 ч. Ч. 1: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 232 с. (Серия: Авторский учебник).
Субботин Д.И. Методика изучения прозы Чехова А.П. с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы: диссертациякандидата педагогических наук: 13.00.02. Москва, 2004. 225 с.
Федорова А.С. Изучение произведений Чехова А.П. в 10 классе с учетом жанровой специфики: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Гос. образ. учр. доп. профес. образ. Москва, 2005. 23 с.