Возможности межкультурной коммуникации при изучении творчества М.Ю. Лермонтова на уроках литературы в полинациональном ученическом коллективе

Авторы

  • Наталья Александровна Наконечная Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

DOI:

https://doi.org/10.25726/i0863-9099-5139-a

Ключевые слова:

межкультурная коммуникация, «диалог культур», методика преподавания литературы, М.Ю. Лермонтов, полинациональный коллектив, воспитание толерантности, Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности межкультурной коммуникации на занятиях по литературе, определяются возможности технологии «диалога культур» при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Обозначен круг культурологических проблем и воспитательных задач, которые могут быть решены при изучении русской художественной литературы в полинациональной группе студентов. Отмечается, что в современной ситуации урок литературы становится важным инструментом для воспитания толерантности и укрепления межнациональных связей между представителями различных национальностей. Произведения М.Ю. Лермонтова считаем наиболее актуальными в указанном методическом аспекте, так как автор имел глубоко понимание культуры народов юга России. Изображая Кавказ и его жителей, Лермонтов обращает своего читателя к деликатному взаимодействию русской и горской культур. Важным на занятиях по изучению творчества писателя считаем обращение к биографической информации. Знакомство с культурными традициями Кавказа может происходить при изучении романа «Герой нашего времени». Анализ произведения с акцентом на сопоставление языковых единиц разных народов способствует не только пробуждению интереса к литературному материалу, но развитию критического мышления студентов. Разработаны задания, рекомендации по работе на занятиях по истории литературы в колледже и вузе, определены условия и этапы проведения семинаров и дискуссий при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Представлены методические приемы изучения текста художественного произведения, способствующие укреплению межкультурных связей в полинациональном ученическом коллективе.

Библиографические ссылки

Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

Бринюк Е.В. Текст как средство межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 2. С. 19-25

Вежбицкая А.Н. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

Волова Л.А. Межкультурная коммуникация на Северном Кавказе // Новый исторический вестник. 2005. № 1 (12). С. 5-32.

Джаубаева Ф.И.Этнокультурные явления – способ взаимодействия языков на Кавказе (на примере произведений М.Ю. Лермонтова) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 59. С. 114-123.

Замятин Д.Н. Путешествие: пространство, образ, реальность // Лабиринт Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 5-6. С. 64-79.

Кольчикова Н.Л. Диалог русской и родной культур на уроках литературы в национальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 1 (103). С. 38-43.

Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. № 6. С. 3-11.

Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 6 т. / Под ред. Н Ф. Бельчикова, Б.П. Городецкого, Б.В. Томашевского; АН СССР. Ин-т рус.лит. (Пушкин.дом). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954–1957.

Лотман Ю.М. Статьи о русской литературе. СПб., 1997, 843 с.

Маркелов Н.В. Лермонтов и Северный Кавказ. Пятигорск, 2008, 384 с.

Медведева В.В. Культурологический подход в школьном литературном образованиии: моделирование занятия // Научно-педагогическое обозрение. 2016. №4 (14). С. 33-39.

Никонова Н.И. Особенности межкультурного диалога в литературном образовательном процессе (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова) // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 5-6. С. 140-142.

Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: Высшая школа, 2005. 310 с.

Самец Н.Н. «Диалог культур» на уроках и во внеурочное время как средство развития личностной компетенции учащихся» // В сборнике: Преподаватель года 2020. сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2020. С. 322-332.

Чистякова Н.А. Межкультурное взаимодействие как источник экономического роста // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 5А. С. 98-103

Юхнова И.С. Диалог культур на примере романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В сборнике: М.Ю. Лермонтов: межкультурный диалог на Евразийском пространстве материалы Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения поэта. 2015. С. 326-334.

Загрузки

Опубликован

2022-04-15

Как цитировать

1.
Наконечная НА. Возможности межкультурной коммуникации при изучении творчества М.Ю. Лермонтова на уроках литературы в полинациональном ученическом коллективе. УО [Интернет]. 15 апрель 2022 г. [цитируется по 1 ноябрь 2024 г.];12(2):214-20. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/350