Коммуникативная стилистика текста в методике преподавания литературы при изучении рассказов В.М. Шукшина

Авторы

  • Наталья Александровна Наконечная Московский финансово-промышленный университет Синергия
  • Ольга Валерьевна Ефимова Московский финансово-промышленный университет Синергия

DOI:

https://doi.org/10.25726/e4189-3319-1567-c

Ключевые слова:

методика преподавания литературы, коммуникативная стилистика художественного теста, языковая личность, речевая манифестация, тактика и стратегия речевого поведения, адресат и адресант художественного текста, диалог, коммуникативная прагматика, герменевтика текста, комплексный анализ литературного произведения

Аннотация

В статье рассматриваются методические возможности коммуникативной стилистики на примере изучения рассказов В.М. Шукшина. Определяются аспекты включения функционально-прагматического, комплексного подхода к изучению литературного произведения. Определяется, как личность писателя проявляет свою субъектность через литературное произведение, которое является в первую очередь результатом мыслительной и речевой деятельности. Обосновывается эффективность обращения к тексту художественного произведения на уроках литературы как к речевому событию. Выявляются особенности автора-адресата, диалоговой специфики произведений; проводится анализ речевых ситуаций и характеров персонажей В.М. Шукшина как языковых личностей. В результате исследования доказывается необходимость внимания к коммуникативной организации текстов автора, что помогает выявить авторское мастерство в создании социально-групповых и индивидуальных особенностей речи персонажей в постижении идейного замысла автора. Можно утверждать, что в настоящее время литературное произведение и автор становятся центром психолингвистического исследования, включенного в многоплановый анализ литературного произведения. В понятии языковой личности фиксируется связь языка с индивидуальным сознанием личности, с ее мировоззрением. Субъектность автора исследуется через литературное произведение, которое является в первую очередь результатом мыслительной и речевой деятельности.

Библиографические ссылки

Белоус Н.А. Конфликтный дискурс в коммуникативном пространстве: семантические и прагматические аспекты: специальность 10.02.19 "Теория языка" // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Краснодар, 2008. С. 50. ЭДН ЗНУБШ.

Болотнова Н.В. К вопросу о понятии "когнитивный стиль языковой личности" // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 10(125). С. 164-168.

Болотнова Н.С., Салимовский В.А. Коммуникативная стилистика текста // Сибирский филологический журнал. 2010. № 3. С. 223-226.

Карташова Е.Н. Творчество Шукшина В.М.: перспективы лингвистических исследований // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2021. № 1(40). С. 82-87. DOI 10.36622/AQMPJ.2021.48.93.012.

Кукуева Г.В. Способы репрезентации автора в текстах малой прозы Шукшина В.М. // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2016. Т. 26. № 5. С. 50-55.

Лузина Л.Г. 2001.04.032. Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте / под ред. Болотновой Н.С. Томск: изд-во ЦНТИ, 2000. 160 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал. 2001. № 4. С. 90-92.

Леонтьев А.А., Мазлумянова Н.Я. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с. // Социологический журнал. 1998. № 3-4. С. 287-291.

Методика преподавания литературы. Персоналии: биобиблиографический словарь. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. 408 с. ISBN 978-5-4263-0601-1.

Олешков М.Ю. Сценарий речевой ситуации: прагматический аспект: материалы Всерос. науч. конф. // Актуальные вопросы филологич. исследований. Пермь, 2012. С. 59–64.

Пургина Е.В., Соловьева С.В. Способы формирования коммуникативной квалификации учащихся на уроках литературы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 5. С. 20-24.

Стрелец Л.А. Коммуникативные аспекты изучение литературного произведения в школе // Филологический класс. 2011. № 26. С. 32-36.

Толикина Е.А. Развитие коммуникативной компетентности будущих специалистов // Язык, коммуникация, речевая культура: Материалы международной научной конференции, посвященной юбилею заведующей кафедрой теории и практики общения ЯрГУ им. Демидова П.Г., Антоновой Л.Г., Ярославль, 17–19 декабря 2015. С. 223-227.

Хисамова Г.В. Диалог как компонент художественного текста (на материале художественной прозы В.М. Шукшина): специальность 10.02.01 "Русский язык": автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Уфа, 2009. 49 с.

Хисамова Г.В. Художественный с позициями лингвистики текста (на материале художественной речи В.М. Шукшина) // Сибирский филологический журнал. 2008. № 4. С. 182-186.

Шукшин В.М. Собр. соч.: В 6 т. М., 1992. Т. 2.

Загрузки

Опубликован

2022-12-15

Как цитировать

1.
Наконечная НА, Ефимова ОВ. Коммуникативная стилистика текста в методике преподавания литературы при изучении рассказов В.М. Шукшина. УО [Интернет]. 15 декабрь 2022 г. [цитируется по 16 май 2024 г.];12(12):91-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/714

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)