Дидактические стратегии обучения в высшем образовании: анализ эффективности и пути оптимизации в России

Авторы

  • Анна Сергеевна Зуфарова Тихоокеанский государственный университет
  • Татьяна Аркадьевна Жданова Тихоокеанский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/i4062-0647-7545-z

Ключевые слова:

дидактические стратегии, высшее образование, Россия, эффективность обучения, оптимизация образовательных процессов, интерактивные методы, цифровые образовательные технологии

Аннотация

Дидактические стратегии в высшем образовании России испытывают значительные трансформации, обусловленные глобализацией образовательных процессов и интеграцией информационно-коммуникационных технологий. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа и оптимизации дидактических стратегий для повышения качества обучения и удовлетворения потребностей современного общества. Исследование базируется на анализе данных, полученных из 150 ведущих вузов России, включая университеты федерального и регионального уровней. Применялись качественные и количественные методы анализа, в том числе контент-анализ учебных программ и анкетирование студентов и преподавателей, что позволило собрать данные о применении и эффективности различных дидактических стратегий. Результаты. Анализ показал, что внедрение интерактивных методов обучения, таких как обратная связь в реальном времени, использование кейс-методов и проектного обучения, способствует улучшению понимания материала студентами на 30-40% по сравнению с традиционными методиками. Использование цифровых платформ для совместной работы увеличило уровень вовлеченности студентов на 25%. Однако наблюдается диспропорция в применении инновационных подходов между ведущими университетами и региональными ВУЗами: в первых инновационные методы используются в 70% курсов, в то время как в последних - только в 40%.

Библиографические ссылки

Антоненко Н.А., Асаева Т.А., Тихонова О.В., Гречушкина Н.В. Кастомизированный подход к реализации образовательных программ при подготовке инженерных кадров // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С 144-156. URL: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-144-156

Байлеписова А. Компетентностный подход к образованию // Norwegian Journal of development of the International Science. 2022. № 86. С. 23-25.

Балданова Е.А., Дондокова Н.Б. Методы формирования ключевых компетенций у студентов посредством иностранного языка // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 1-10.

Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3 (78). С. 130-142.

Баранова Е.В., Куликова С.С., Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Симонова И.В., Тумалев А.В., Тумалева Е.А., Яковлева О.В. Цифровое образование в терминах. Учебно-методическое пособие. Сер. «Цифровое образование». СПб. 2020. 164 c.

Баширова Х.А., Магомедова М.А., Рагимова В.М. Роль иностранного языка в формировании профессиональной компетентности студентов-медиков // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 219-222.

Васильева В.Д., Петрунева Р.М., Беришева Е.Д. Классические дидактические принципы и электронные обучающие среды // Primo Aspectu. 2021. № 1. С. 72-80. URL: https://doi.org/10.35211/2500-2635-2021-1-45-72-80

Закиева Р.Р., Рыжиков С.Н., Сулейманов Р.А. Реальный проект: взаимодействие профессионального образования с рынком труда // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 1. С. 13-18.

Карцева Е.Ю., Бабинцева Е.А., Формирование профессионально ориентированной англоязычной читательской компетентности будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). С. 135-138.

Королюк И.Э., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды как фактор совершенствования профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 138-141.

Михеева C.B. Препятствия на пути конструктивного общения и способы их преодоления // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 35-37.

Павлова Т.Б. Изменение деятельности преподавателя вуза в современной информационной образовательной среде (инструментальный аспект) // Подготовка педагогов в контексте инновационных изменений в высшем образовании: Сб. статей науч.-практ. конф. Под ред. А.П. Тряпицыной, Н.В. Примчук. СПб.: Астерион, 2019. С. 227-234.

Потапова В.Ю. Отбор предметно-тематического содержания обучения иностранному языку для профессионального общения в медицинском вузе в рамках предметно-интегрированного обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 193. С. 29-37.

Ситникова А.А. Специфика преподавания иностранного языка в медицинских университетах согласно обновлённым требованиям стандарта // Современное педагогическое образование. 2022. № 9. С. 43-47.

Тонких А.П. Российские образовательные интернет-ресурсы для учителей начальной школы // Начальная школа. 2007. № 1. С. 117-124.

Фаликман М.В. Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 2. С. 3-14.

Флек М.Б., Угнич Е.А. Взаимодействие вуза и предприятия: опыт базовой кафедры в подготовке инженерных кадров // Университетское управление: практика и анализ. 2020. T. 24. № 3. С. 122-138. URL: https://doi.org/l0.15826/umpa.2020.03.030

Загрузки

Опубликован

2023-11-30

Как цитировать

1.
Зуфарова АС, Жданова ТА. Дидактические стратегии обучения в высшем образовании: анализ эффективности и пути оптимизации в России. УО [Интернет]. 30 ноябрь 2023 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];13(11-2):69-77. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1170

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)