Инновационные подходы в дидактике высшего образования: переосмысление традиционных методов обучения в эпоху цифровых технологий в России
DOI:
https://doi.org/10.25726/l1732-7442-8414-vКлючевые слова:
инновационные подходы, дидактика высшего образования, цифровые технологии, геймификация, микрообучение, адаптивное обучение, компетенции, цифровая экономикаАннотация
В эпоху стремительного развития цифровых технологий и их активного внедрения в различные сферы жизнедеятельности человека, включая образование, особую актуальность приобретает переосмысление традиционных методов обучения в высшей школе. Данное исследование направлено на анализ инновационных подходов в дидактике высшего образования в России, способствующих повышению эффективности образовательного процесса и формированию у студентов компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях цифровизации. Для достижения поставленной цели был проведен комплексный анализ научной литературы, посвященной проблемам модернизации высшего образования в России, а также изучен практический опыт внедрения инновационных методов обучения в ведущих российских вузах. В частности, были проанализированы данные о применении таких методов, как геймификация (использование игровых элементов в неигровых ситуациях), микрообучение (разбиение учебного материала на небольшие, легко усваиваемые блоки), адаптивное обучение (персонализация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей и потребностей студентов) и др. Кроме того, было проведено анкетирование 120 преподавателей из 15 российских вузов с целью выявления их отношения к внедрению инновационных методов обучения и оценки эффективности данных методов. Проведенное исследование показало, что внедрение инновационных подходов в дидактике высшего образования в России способствует повышению мотивации и вовлеченности студентов в образовательный процесс, развитию у них критического мышления, креативности и навыков решения нестандартных задач. Так, применение геймификации в обучении позволило повысить средний балл успеваемости студентов на 15%, а использование микрообучения – сократить время, затрачиваемое на изучение учебного материала, на 20%. При этом 78% опрошенных преподавателей отметили, что инновационные методы обучения способствуют формированию у студентов компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики.
Библиографические ссылки
Абрамов Р.Н. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59- 74.
Асмолов А.Г., Лукша П.О., Рабинович П.Д. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures. М.: Российский учебник, 2018. 213 с.
Гарашкина H.B. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе: автореф. дис. ... д. пед. н. Тамбов, 2004. 42 с.
Гусева А.Х. О тенденциях дидактики дисциплин профессионального цикла в режиме онлайн: формирование дистанционного фонда оценочных средств: мат. V Междунар. науч.-прак. конф. «Магия ИННО: Лингвистика и лингводидактика в меняющейся системе координат». М.: МГИМО-Университет, 2021. С. 457-463.
Дружинина А.А., Гарашкина Н.В. Интеграция синхронного и асинхронного форматов обучения студента как направление цифровизации высшего образования // Гуманизация образования. 2020. № 4. С. 15-25.
Еременко Т.В. Конструирование академического этоса студентов в информационно-образовательной среде современного вуза: педагогическая модель // Педагогика. 2021. № 2.
Кондаков А.М., Сергеев И.С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. 2021. № 1. С. 5-24.
Подуфалов Н.Д. К вопросу развития дидактики в условиях цифровой трансформации общества // Педагогика. 2021. № 2. С. 5-23.
Чошалов МЛ. Инженерия дистанционного обучения. М.: Лаборатория знаний, 2021. 304 с.
Langton L.M., de Uriarte M.L, Grinfeder K., Vicente P.N. New technology, new rules for journalism and a new world of engagement // Proceedings WJEC. 2019. pp. 491-503.
15. Rinsdorf L, Boers R. The need to reflection: data journalism as an aspect of disrupted practice in digital journalism and in journalism education // Proceedings of the round table conference of the International Association for Statistical Education (IASE). Berlin, 2016.
Ritzer G., Dean P., Jurgenson N. The coming of age of the prosumer // American Behavioral Scientist. 2012. Vol. 56. № 4. рр. 379-398.