Актуальность внедрения основ криптографии в школьную программу: анализ целей, возможные подходы и средства программной поддержки

Авторы

  • Анна Сергеевна Зуфарова Тихоокеанский государственный университет
  • Юлия Сергеевна Бузыкова МОСИТ Российский технологический университет
  • Анастасия Дмитриевна Бурыкина Тихоокеанский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/n6037-4575-5676-p

Ключевые слова:

криптография, информатика, шифрование, кодирование, информационная безопасность, защита информации, образовательный процесс, информационная культура

Аннотация

Актуальность данной темы обусловлена потребностью в специалистах в области информационной безопасности. Внедрение в школьный курс информатики основ криптографии может значительно повлиять на выбор профессии и качество специалистов в области защиты информации. В данной статье анализируется ситуация с изучением основ криптографии и основ защиты информации в школах. Предлагаются способы решения этой проблемы. Данная исследовательская работа обосновывает актуальность внедрения основ криптографии в школьную программу. В работе проанализированы цели обучения криптографии, рассмотрены возможные подходы и средства программной поддержки для эффективной реализации данного предмета в школьном образовании. Исследование основано на сравнительном анализе международных опытов внедрения криптографии в школьные программы. Результаты работы позволят определить оптимальные методы и подходы к преподаванию криптографии, выбрать подходящие инструменты программной поддержки и сформировать рекомендации для образовательных учреждений и учителей, желающих внедрить данную тему в школьную программу с целью развития информационной грамотности и кибербезопасности у учащихся.

Библиографические ссылки

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса. М.: Бином, 2015.184 с.

Василенко О.Н. Теоретико-числовые алгоритмы в криптографии. М.: МЦНМО,2003. 328 с.

Зуфарова А.С. Роль информационных технологий в образовательном процессе // Управление образованием:т еория и практика. 2020. № 3(39). С. 105-114.

Зуфарова А.С., Роль технологии визуализации в учебной информации // Современное педагогическое образование. 2020. № 9. С. 39-41.

Калинин И.А., Самылкина Н.Н. УМК «Информатика», 10–11 классы. Углубленный уровень. М.: Бином, 2014. 344 с.

Коблиц Н. Курс теории чисел и криптографии. М.: Научное изд-во ТВП, 2001. 260 с.

Макарова Н.В. Информатика. 10–11 класс. СПб.: ПитерКом, 1999. 304 с.

Нестеренко А.Ю. Теоретико-числовые алгоритмы в криптографии. М.: МГИЭиМ,2012. 224 с.

Ниссенбаум О.В., Поляков Н.В. Криптографические протоколы: лабораторный практикум: учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Компьютерная безопасность» и «Информационная безопасность автоматизированных систем». Тюмень: ТюмГУ, 2012. 40 с.

Рябко Б. ., Фионов А.Н. Основы современной криптографии и стеганографии. М.:Горячая линия-Телеком, 2011. 232 с.

Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 10–11 кл. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2011. 512 с.

Загрузки

Опубликован

2023-05-15

Как цитировать

1.
Зуфарова АС, Бузыкова ЮС, Бурыкина АД. Актуальность внедрения основ криптографии в школьную программу: анализ целей, возможные подходы и средства программной поддержки. УО [Интернет]. 15 май 2023 г. [цитируется по 25 май 2024 г.];13(5):201-12. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/898

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)