The first educational books on the French language in Russian education: the formation of lexical competence
DOI:
https://doi.org/10.25726/l3270-7127-7828-lKeywords:
Vocabulary, educational books, history of French language teaching, lexical competence, practical orientation, etiquetteAbstract
The article presents the results of a study of the orientation of the first educational books on the French language on the formation of students' lexical competence. The interpretation of the concept of "lexical competence", the main components of lexical competence and ways of their formation with the help of French-language textbooks are considered. The examples given are from sources from the period 1774-1824.. evidence suggests that already in the era of the Russian Enlightenment, the compilers of textbooks took into account the practical orientation of learning a foreign language, selected phrases and texts for memorization and translation that promote effective communication (both business and household), taught students etiquette formulas, paid considerable attention to the compilation of dictionaries, forming them according to the thematic principle.
References
Батуева А.Ц. Феномен русского просвещения : сущность и особенности: дисс. ... канд. филос. наук : 09.00.11. Улан-Удэ, 2013. 158 с.
Головина Н.В. Обучение иностранным языкам в России XVIII − XIX веков // Филологические науки. Вопросы теории и практики : в 2-х частях. Часть II. Тамбов : Грамота, 2013. C. 49‒53.
Каржавин Ф.В. Вожак, показывающий путь к лучшему выговору букв и речений француских: Le guide française / Par Théodore Karjavine. Во граде Св. Петра: Печ. у И. К. Шнора, 1794. [4], 286, [2] c.
Колобкова А.А. Первые отечественные учебные книги по французскому языку. Москва: "Знание-М", 2022. 373с.
Колобкова А.А. Традиционные духовно-нравственные ценности в отечественных учебных книгах по французскому языку конца XVIII - первой половины XIX века // Реализация идейного потенциала историко-педагогического знания в контексте современной образовательной политики: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXХVI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, Оренбург, 28–30 сентября 2023 года. – Оренбург: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования", 2023. С. 77-84.
Крамер М.; Kramer M. Новыя французские немецкие и российские разговоры Матвея Крамера / Переведенные на российской язык в пользу российскаго юношества Иосифом Гандини. Москва: [Сенат. тип.], 1782. [2], 212 с.
Краткия правила, способствующия к научению сочинять разнаго рода письма: С приобщением примеров из славнейших писателей и обряда, в письмах употребляемаго: перевод с французскаго. Москва: Унив. тип., у Н. Новикова, 1788. [4], 115с.
Паки де Совиньи Н.Н. Философическая грамматика языков, или Ключ ко всем языкам и литературе: Сочинение классическое и учебное, расположенное в виде таблиц или сокращенного и умозрительного метода, чрез который учащиеся в университетах, лицеях, пансионах могут узнать легко и методически основные правила, приложенные ко всем языкам вообще и в особенности к французскому, изданная Николаем Паки де Совиньи, коллежским советником, профессором при Харьковском университете. Ч. 1 [3]. Харьков: в Университетской типографии, 1823‒1824. 3 т.
Пеплие Ж.Р.; Peplier J.R. Француская грамматика: При которой исправнейший словарь, дружеские разговоры, пословицы, достойные примечания истории и пристойныя на разные случаи писма / Изданная на немецком языке г. Пеплиером.; А на росийской переведенная П.С.К. Федором Сокольским. Москва: Унив. тип., у Н.Новикова, 1780. [2], 1-176, 176-487 [=488], [2] с.
Платс Г.Ф. Dialogues domestiques = Gespräche von Haussachen = Домашние разговоры = Colloqvia Domestica. В Санкт-Петербурге: Печатаны при Императорской Академии наук, 1749. 232с.
Рахманов Д.А., Рахманов П.А. Разговоры и комедии на французском и российском языках: Со объяснением слов для употребления юношества начинающаго учиться французскому языку; Печатаны на иждивение книгосодержателя Христиана Ридигера. [Москва]: Тип. Имп. Моск. ун-та, 1778. 120с.
Сигезбек Я.А. Наставление как по французски исправно читать и произносить. Санкт[1]Петербург: При Морск. шляхетн. кад. корпусе, 1774. 154 с.
Сиземина А.Е. Методика развития лингвистической компетенции студентов лингвистического вуза на основе формирования мотивационной базы обучающихся : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.02; НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009. 84с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/. Дата доступа: 03.01.2024.
Фетисова А.А. Методика управления фактором непроизвольности в процессе развития иноязычной лексической компетенции студентов: I курс, языковой педагогический вуз : дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2010. 186 с.
Шамов А.Н. Формирование лексической компетенции как основополагающая цель в обучении иностранному языку // Языки и культуры народов мира в лингводидактической парадигме: Лемпертовские чтения ‒ IX : сб. ст. по матер. междунар. науч.-метод. симпозиума, 30–31 мая 2007 г. / Пятигор. гос. лингв. ун-т ; отв. за вып. Н.В. Барышников. Пятигорск, 2007. С. 386–391.
Alphabet François, nouvellement arrangé, corrigé et augmenté de plusieurs mots, et de quelques dialogues, qui ne se trouvent pas dans les autres. Французский букварь: Вновь расположенный, исправленный, и дополненный против преждних многими речениями и несколькими разговорами. Санкт-Петербург: Иждивением книгопродавца К. И. Миллера ; Тип. Вейтбрехта и Шнора, 1778. 128 с.
Foreign Language Education in Russia in the Eighteenth–Nineteenth Centuries as a Factor in the Development of Intercultural Dialogue / A. A. Kolobkova, O. Y. Sherbakova, T. V. Platova [et al.] // Сooperation and Sustainable Development : Conference proceedings, Моscow, 15–16 декабря 2020 года. Vol. 245. – Cham: Springer Nature Switzerland, 2022. P. 325-331