Первые учебные книги по французскому языку в отечественном образовании: формирование лексической компетенции
DOI:
https://doi.org/10.25726/l3270-7127-7828-lКлючевые слова:
Лексика, учебные книги, история преподавания французского языка, лексическая компетенция, практическая направленность, этикетАннотация
В статье представлены результаты исследования направленности первых учебных книг по французскому языку на формирование лексической компетенции обучающихся. Рассматривается толкование понятия «лексическая компетенция», основные компоненты лексической компетенции и способы их формирования с помощью франкоязычных учебников. Приводимые примеры из источников периода 1774–1824 гг.. свидетельствуют о том, что уже в эпоху Русского Просвещения составители учебных пособий учитывали практическую направленность изучения иностранного языка, подбирали для заучивания и перевода фразы и тексты, способствующие эффективной коммуникации (как деловой, так и бытовой), обучали учащихся этикетным формулам, значительное внимание уделяли составлению словарей, формируя их по тематическому принципу.
Библиографические ссылки
Батуева А.Ц. Феномен русского просвещения : сущность и особенности: дисс. ... канд. филос. наук : 09.00.11. Улан-Удэ, 2013. 158 с.
Головина Н.В. Обучение иностранным языкам в России XVIII − XIX веков // Филологические науки. Вопросы теории и практики : в 2-х частях. Часть II. Тамбов : Грамота, 2013. C. 49‒53.
Каржавин Ф.В. Вожак, показывающий путь к лучшему выговору букв и речений француских: Le guide française / Par Théodore Karjavine. Во граде Св. Петра: Печ. у И. К. Шнора, 1794. [4], 286, [2] c.
Колобкова А.А. Первые отечественные учебные книги по французскому языку. Москва: "Знание-М", 2022. 373с.
Колобкова А.А. Традиционные духовно-нравственные ценности в отечественных учебных книгах по французскому языку конца XVIII - первой половины XIX века // Реализация идейного потенциала историко-педагогического знания в контексте современной образовательной политики: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции - XXХVI сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, Оренбург, 28–30 сентября 2023 года. – Оренбург: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования", 2023. С. 77-84.
Крамер М.; Kramer M. Новыя французские немецкие и российские разговоры Матвея Крамера / Переведенные на российской язык в пользу российскаго юношества Иосифом Гандини. Москва: [Сенат. тип.], 1782. [2], 212 с.
Краткия правила, способствующия к научению сочинять разнаго рода письма: С приобщением примеров из славнейших писателей и обряда, в письмах употребляемаго: перевод с французскаго. Москва: Унив. тип., у Н. Новикова, 1788. [4], 115с.
Паки де Совиньи Н.Н. Философическая грамматика языков, или Ключ ко всем языкам и литературе: Сочинение классическое и учебное, расположенное в виде таблиц или сокращенного и умозрительного метода, чрез который учащиеся в университетах, лицеях, пансионах могут узнать легко и методически основные правила, приложенные ко всем языкам вообще и в особенности к французскому, изданная Николаем Паки де Совиньи, коллежским советником, профессором при Харьковском университете. Ч. 1 [3]. Харьков: в Университетской типографии, 1823‒1824. 3 т.
Пеплие Ж.Р.; Peplier J.R. Француская грамматика: При которой исправнейший словарь, дружеские разговоры, пословицы, достойные примечания истории и пристойныя на разные случаи писма / Изданная на немецком языке г. Пеплиером.; А на росийской переведенная П.С.К. Федором Сокольским. Москва: Унив. тип., у Н.Новикова, 1780. [2], 1-176, 176-487 [=488], [2] с.
Платс Г.Ф. Dialogues domestiques = Gespräche von Haussachen = Домашние разговоры = Colloqvia Domestica. В Санкт-Петербурге: Печатаны при Императорской Академии наук, 1749. 232с.
Рахманов Д.А., Рахманов П.А. Разговоры и комедии на французском и российском языках: Со объяснением слов для употребления юношества начинающаго учиться французскому языку; Печатаны на иждивение книгосодержателя Христиана Ридигера. [Москва]: Тип. Имп. Моск. ун-та, 1778. 120с.
Сигезбек Я.А. Наставление как по французски исправно читать и произносить. Санкт[1]Петербург: При Морск. шляхетн. кад. корпусе, 1774. 154 с.
Сиземина А.Е. Методика развития лингвистической компетенции студентов лингвистического вуза на основе формирования мотивационной базы обучающихся : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.02; НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009. 84с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/. Дата доступа: 03.01.2024.
Фетисова А.А. Методика управления фактором непроизвольности в процессе развития иноязычной лексической компетенции студентов: I курс, языковой педагогический вуз : дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2010. 186 с.
Шамов А.Н. Формирование лексической компетенции как основополагающая цель в обучении иностранному языку // Языки и культуры народов мира в лингводидактической парадигме: Лемпертовские чтения ‒ IX : сб. ст. по матер. междунар. науч.-метод. симпозиума, 30–31 мая 2007 г. / Пятигор. гос. лингв. ун-т ; отв. за вып. Н.В. Барышников. Пятигорск, 2007. С. 386–391.
Alphabet François, nouvellement arrangé, corrigé et augmenté de plusieurs mots, et de quelques dialogues, qui ne se trouvent pas dans les autres. Французский букварь: Вновь расположенный, исправленный, и дополненный против преждних многими речениями и несколькими разговорами. Санкт-Петербург: Иждивением книгопродавца К. И. Миллера ; Тип. Вейтбрехта и Шнора, 1778. 128 с.
Foreign Language Education in Russia in the Eighteenth–Nineteenth Centuries as a Factor in the Development of Intercultural Dialogue / A. A. Kolobkova, O. Y. Sherbakova, T. V. Platova [et al.] // Сooperation and Sustainable Development : Conference proceedings, Моscow, 15–16 декабря 2020 года. Vol. 245. – Cham: Springer Nature Switzerland, 2022. P. 325-331