Политические и социокультурные аспекты методологии франкоязычного образования в России XVIII – начала XIX веков

Авторы

  • Анастасия Анатольевна Колобкова Российский университет кооперации

Ключевые слова:

образовательная политика, методология педагогики, методика, французский язык, учебные пособия.

Аннотация

В статье на основе системного подхода рассматривается методология изучения французского языка в отечественной педагогике в период перехода от церковной педагогики к государственной и становления светского образования (в период XVIII-го – начала XIX века – в эпоху укрепления самодержавной монархии). Особое внимание уделяется событийной картине, политическим и социокультурным аспектам, влиявшим на социальные отношения и, как следствие, на организацию и содержание гуманитарного образования, в частности, на распространение французского языка в России, на методику обучения. В статье исследованы особенности каждого из этапов распространения французского языка в России.

Библиографические ссылки

Белов А.В., Рудаков М.В. Французская колония в Москве во второй половине XVIII – начале XIX вв.: особенности формирования и историческая судьба // Вестник славянских культур. 2021. Т. 62. С. 87-100.

Воевода Е.В. История языковой подготовки кадров для внешнеполитических учреждений Российского государства: учебное пособие. М.: МГИМО-Университет, 2016. 256 с.

Грюнер А. Золотой век немецкой диаспоры в России. Императоры и колонисты. М.: Издательские решения, 2021. 270 с.

Днепров Э.Д., Усачева Р.Ф. Среднее женское образование в России: уч. пос. М., 2009. 275 с.

Дуранов М.Е., Литвак Р.А. Понятийный аспект методологии педагогического исследования // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 50.

Жанэ Д.К. Французский язык в России XVIII века как общественное явление // Вестник МГУ. 1978. № 1. C. 62-70.

Иностранные специалисты в России в эпоху Петра Великого: биографический словарь выходцев из Франции, Валлонии, франкоязычных Швейцарии и Савойи: 1682-1727. Под ред. В.С. Ржеуцкого, Д.Ю. Гузевича, при участии А.Мезен. М.: Ломоносовъ, 2019. 800 с.

История Московского университета. В 2-х т. М.: Издательство Московского университета, 1955. Т. 1. 565 с.

История философии: в 2 т. Под ред. Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. Т. 2. М.: Политиздат, 1941. 472 с.

Карева Н.В., Пивоваров Е.Г. Первая грамматика немецкого языка для русских студентов (1713): особенности подачи грамматического материала. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022. № 19(2). С. 320–333.

Каржавин Ф.В. Вожак, показывающий путь к лучшему выговору букв и речений француских: Le guide française / par Théodore Karjavine. Санкт-Петербург: Типография И.К. Шнора, 1794. 286 с.

Керн (Маркова-Виноградская) А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. Сост. вступ., ст. и примеч. A.M. Гордина. М.: Правда, 1989. 477 с.

Кислова Е.И. Французский язык в русских семинариях XVIII века: из истории культурных контактов. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 4(44). С. 16-34.

Колобкова А.А. К вопросу об изучении французского языка в Российской империи в середине XVIII – начале XIX века // Ценности и смыслы. 2019. № 6(64). С. 118-130.

Колобкова А.А. Первые российские учебные книги по французскому языку, печатное слово и устное поучение // Управление образованием: теория и практика. 2021. №1(41) Т. 11. С. 340-348.

Колобкова А.А. Развитие учебного книгоиздания по французскому языку в России XVIII – первой половины XIX веков // Проблемы современного педагогического образования, 2020. № 67-4. С. 202-206.

Колобкова А.А. Учебные книги по французскому языку в России XVIII века // Проблемы современного образования, 2020. № 5. С. 163-171.

Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1796) [СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1890. 300 с.

Мардахаев Л.В. К вопросу о развитии методологии социальной педагогики [Электронный ресурс] // ЦИТИСЭ: Электронный научный журнал, 2016. № 1(5).

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ. 2007. 668 с.

Пивоваров Ю.С. Русская политика в ее историческом и культурном отношениях. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. 166 с.

Писаренко В.И. Методологические проблемы современной педагогики // Известия ЮФУ. Серия: Технические науки. 2013. № 10. С. 104-116.

Пятидесятилетие IV отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1828-1878. СПб.: Типография В. Демакова, 1878. 885 с.

Солодянкина О.Ю. Иностранные гувернантки в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX века). М.: Академия, 2007. 511 с.

Указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской, из Правительствующего Сената, 14 февраля 1793 года. О расторжении отношений с Францией. // Hisdoc.ru.

Чандлер Д. Военные кампании Наполеона. Триумф и трагедия завоевателя. М.: Центрполиграф, 2011. 926 с.

Загрузки

Опубликован

2024-04-30

Как цитировать

1.
Колобкова АА. Политические и социокультурные аспекты методологии франкоязычного образования в России XVIII – начала XIX веков. УО [Интернет]. 30 апрель 2024 г. [цитируется по 30 октябрь 2024 г.];14(4-2):236-44. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1593

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)