Высшее образование как фактор экономического роста России: современное состояние и перспективы развития

Авторы

  • Малика Усамовна Байсаева Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова

DOI:

https://doi.org/10.25726/z7587-5335-1538-p

Ключевые слова:

высшее образование, Россия, развитие, состояние, экономический рост

Аннотация

В современном мире большинство стран признали роль высшего образования как базового компонента экономики знаний и одного из факторов экономического развития государства. Более того, сама образовательная отрасль становится одной из ведущих производительных отраслей в экономике развитых государств и способствует их конкурентоспособности на мировых рынках. Это подтверждают многочисленные исследования, посвященные анализу источников экономического роста страны и определению факторов повышения человеческого капитала. Однако статистические данные относительно образовательного потенциала России и показателей ее социально экономического развития являются довольно неоднородными. Так, за 2020 год Россия существенно (на 5 пунктов) повысила свои позиции по уровню развития человеческого капитала, оказавшись на 26 месте среди 130 стран, однако рост национальной экономики не произошло (реальный ВВП и ВВП на душу населения в долларах США продолжали сокращаться). Также по общему индексу конкурентоспособности стран Россия в 2020 году заняла 85 место из 138 стран, однако данные состояния высшего образования, как составляющей этого индекса, имеют значительно лучшие показатели, чем другие (33 место). Однако и здесь наблюдаются существенные различия между количественным и качественным признаками: по охвату высшим образованием – 11 место, по качеству системы образования – 56 место, а по качеству менеджмента образования – 93 место. Итак, имея значительный ресурсный потенциал в области высшего образования, Россия неэффективно его использует для экономического и общественного развития. Поэтому актуальным на сегодня является исследование современного рынка услуг высшего образования, его взаимодействия с рынком труда, экспорта образовательных услуг высшей школы и определение экономических аспектов эффективного развития высшего образования.

Библиографические ссылки

Акиндинова Н., Ясин Е., Авдеева Д., Денисенко М., Кондрашов Н., Чекина К., Яркин А. Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М., 2019.

Арсаханова Г.А Возможности использования антистрессовых технологий в глобализации образования // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3. С. 39–49. https://doi.org/10.25726/m5593-2545-8348-v

Донецкая С. Оценка регионов России по показателям подготовки научных кадров // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 66-73.

Иванов С., Сокол-Номоконов Э. Феномен опорных университетов региональной экономики в современной России // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 19-30.

Любимов И. От универсализма к индивидуализму: новые подходы к решению проблем экономического роста // Вопросы экономики. 2019. № 11. С. 108-126.

Макаров А.И. Массовое дистанционное обучение как глобальный социальный эксперимент по разобщению людей // Logos et Praxis. 2021. Т.20. №1. С. 31-35.

Место России на мировом рынке услуг высшего образования / Н.И. Иванова и др. // Экономика, управление и право в современных условиях: сборник статей. Тольятти, 2019. Вып. 26. С. 19-29

Назарова А.В. Дистанционное образование: испытание на прочность // Высшее образование сегодня. 2020. №8. С. 2-7. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.08.P.02

Сутырин В.В. Трансформация Восточного партнёрства ЕС после 2014 года // Современная Европа. 2020. № 2(95). С. 111-122. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22020111122

Успаева М.Г., Гачаев А.М. Инвестиции в инновационные проекты на базе вузов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 4. С. 250–258. https://doi.org/10.25726/w6210-2850-4745-u

Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М. Международное академическое сотрудничество: Учеб.пособие. М.: РУДН, 2008. 252 с.

Шатилов А.Б. Деятельность органов государственной власти Российской Федерации по формированию исторических представлений студенческой молодежи в постсоветский период // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 11(3). С. 15-26.

Загрузки

Опубликован

2022-11-15

Как цитировать

1.
Байсаева МУ. Высшее образование как фактор экономического роста России: современное состояние и перспективы развития. УО [Интернет]. 15 ноябрь 2022 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];12(9):138-43. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/600

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)